Что изучает технология. Что такое технология? Мясо из пробирки

Довольно широко термин технология трактуется в Большой Советской Энциклопедии: “Технология … совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, строительстве и т.д. … научная дисциплина, разрабатывающая такие приемы и способы … сами операции добычи, обработки, переработки, хранения, которые являются основной составной частью производственного процесса … описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др. …” Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: “Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства” .

Сравнивая данные формулировки предмета технологии, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. В БСЭ технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную) .

В политехническом словаре научная сторона технологии сужается до момента взаимодействия определенных орудий труда с предметами труда, т.е. до производственных операций. А это значит, что субъективная сторона технологии сводится к объективной, функционирующей, и по существу научная сторона технологии не признается. В данном случае имеется в виду “совокупность методов … изготовления … продукции” , “способы воздействия на сырье … соответствующими орудиями производства” или совокупность процессов и сами процессы, составляющие действующую, практическую технологию, но вовсе не научную, абстрактную сторону этих процессов, которая не включает конкретных орудий труда или человека.

Такая позиция приводит к неверному толкованию обобщающих понятий научной и теоретической технологий, к замене их техническими науками и, в конечном итоге, к метафизике, техницизму.

При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что современная технология неоднозначна по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный. Последний, в свою очередь, имеет научную и теоретическую сторону.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Именно в этом скрыта причина различного толкования терминов.

На всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную) , научную и теоретическую (субъективные) . С практической технологией непосредственно связана научная, а с научной – теоретическая.

Практическая технология

Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

Задачи действующей технологии меняются от условий ее функционирования. К основным задачам в области материального производства относят: изыскание и реализацию средств интенсификации технологических процессов; контроль технолог средств производства, изменение условий производства; подготовку производства к выпуску новых товаров или товаров улучшенного качества.

Характерными признаками объективной, действующей технологии являются: динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) .

Динамизм технологии Динамизм технологии отражает выполнение каких-либо процессов, движений, действий, промежуточные состояния которых можно изобразить в виде условных обозначений, рисунков, схем, чертежей, а полностью – с помощью современных технических средств (телевидения либо словесного описания) . Это могут быть производственные процессы (как получить химическое волокно) , физиологические (как сделать прическу) , управленческие или инструктивные (как обработать информацию и принять решение) , а также творческие (как получить новые технологии) .

Эти процессы совершаются при обязательном участии человека благодаря его творчеству и труду. Простыми моментами процесса труда являются: целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда. На данной триаде основаны все виды деятельности, любая технология и любое производство. Два других элемента производительных сил – предметы и средства труда, совокупность которых называют средствами производства. Предметы труда – все то, на что он направлен. Сами по себе они не создают динамики, а выступают лишь как материальные носители целенаправленных воздействий, в результате чего они либо перемещаются в пространстве, либо переходят из одного состояния в другое, либо изменяют свою структуру, превращаясь постепенно в потребительную стоимость или товар.

Соединение труда с его предметом и составляет содержание технологического процесса преобразования последнего в готовую продукцию, суть взаимодействия человека с природой.

Чтобы получить результат своей деятельности, человек должен знать законы, по которым происходит изменение предмета труда, и умело пользоваться ими (практическая технология) . Раньше эти законы познавались непосредственно трудом, приобретением опыта, передававшимся из поколения в поколение. Такая форма оставалась основной в отдельных областях искусства. В сфере же материального производства положение резко изменилось. Предметы труда выступают здесь как своеобразное звено связи науки и производства. При этом большую роль играют средства труда (техника) , позволяющие резко увеличить возможности человека благодаря использованию законов природы. Достигнутый уровень их развития избавил людей от непосредственного воздействия на предмет труда. Человек стал лишь управлять сложными машинами. Поэтому современная технология, абстрагируясь от конкретного и коллективного труда, изучает взаимодействие средств производства в процессе целенаправленной деятельности человека. Именно абстрагирование от конкретного труда позволило выделить технологию в самостоятельную научную дисциплину.

Конкретность технологии Конкретность технологии отражается в целенаправленности ее процессов к достижению определенного результата. Полезность вещи, свойство предмета удовлетворять какую-нибудь потребность человека называется потребительной стоимостью, а если она предназначена для обмена на рынке – товаром.

Технология интересуется товарами или потребительными стоимостями с позиции конкретизации поставленной задачи и уточнения технологических процессов, так как образ конечной продукции диктует их вид, ее необходимые средства производства и квалификацию исполнителя. Если пренебречь конкретизацией потребительных стоимостей, получим абстрактную, или теоретическую, технологию.

Материальная обусловленность технологии Конкретность тесно связана с материальной обусловленностью технологии, которая предполагает наличие трех компонентом объективного мира: предметов труда, средств труда и самого труда. Современные масштабы этих компонентов таковы, что требуют строгого контроля как внутренних процессов, так и внешнего взаимодействия с природой.

Современная научная технология призвана не просто изучать и проектировать производственные системы, а реализовывать из них наиболее эффективные или обеспечить новые воздействия на предметы труда, которые бы значительно превосходили существующие по производительности, скорости, безопасности и экономичности.

Внешняя материальная обусловленность предполагает экономическую и экологическую сбалансированность производства с окружающей средой.

Следовательно, современная научная технология должна не только выбирать и проектировать наиболее эффективные процессы создания потребительных стоимостей, но и обосновывать сбалансированность производства с окружающей средой.

Логичность технологии Логичность (строгая последовательность действий, операций, движений) технологии – это упорядоченность во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, их полная взаимоувязка по всем параметрам (производительность, скорость и т.д.) . Логичность обычно отрабатывается длительное время опытным путем, практикой, испытанием и проверкой как отдельных процессов, так и их совокупности в реальных условиях производства и окружающей среды. В этом случае вырабатываются также необходимые навыки у исполнителей, требования к производственному процессу, соблюдению правил техники безопасности и т.д. Все это необходимо для достижения главной цели – получения товара (потребительной стоимости) того вида и тех свойств и качеств, которые необходимы потребителю.

Научная технология

Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей. В области материального производства ее задачи следующие: изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары; изыскание прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их проверка; разработка мероприятий по защите природы; выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.

Теоретическая технология

Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека. Основные задачи: познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов.

Основная проблема теоретической технологии относится к развитию системы “человек-природа” . Она заключается в том, чтобы разработать стратегию и тактику оптимального развития человеческой цивилизации на ближайшую перспективу. Главным критерием и одновременно ограничивающим условием при решении основной проблемы должно быть выполнение требования о недопустимости перерастания отношений между противоположностями в антагонистические (например, противоречия между природой и техникой, между человеком и природой и др.) . С основной проблемой связано много других проблем, таких как специализация и интеграция, систематизация процессов и их форм, классификация наук, естественных и технологических процессов.

Эти изобретения достойны не просто нашего внимания, но и успеха на мировой арене. Ведь эти технологии могут круто изменить наш образ жизни. Хорошая новость – их не придется ждать долгие годы, потому что они уже здесь и готовы к использованию!

15. Светящиеся растения

На протяжении долгого времени ученые искали более дешевые и эффективные методы искусственного освещения. Наконец, они добились успеха. Им удалось создать несколько видов растений, которые излучают свет в темноте. Такие растения можно использовать в городской среде, чтобы сократить расходы на электричество. Не говоря уже о том, что каменным джунглям немного растений не помешает.

14. Вертикальные фермы

Чтобы убедиться, что человечество всегда будет обеспечено здоровой и свежей пищей, ученые и фермеры объединились и создали инновационный метод ведения сельского хозяйства. От традиционного он отличается тем, что растения выращиваются в закрытом помещении, при этом уклон делается на экономию пространства. Благодаря этому методу люди в городах смогут выращивать еду сами или покупать свежие продукты в магазинах в любое время года.

13. Интернет с воздушного шара

Около четырех миллиардов людей в мире все еще не обладают доступом в интернет. Крупные интернет-компании регулярно придумывают новые способы, как сделать интернет доступным во всех уголках Земли. Так появилась идея запустить в атмосферу воздушные шары, которые будут «доставлять» интернет в труднодоступные районы. Такой проект поможет жителям развивающихся стран лучше ознакомиться с окружающим миром и найти более высокооплачиваемые рабочие места.

12. Биотехнология

Биотехнология – это отрасль науки, которая ищет возможности объединения технологий и живых организмов для использования в полезных целях. Полезные продукты варьируются от пищи, включая сыр, йогурт и кефир, до лекарств и биологических сенсоров. Биотехнология продолжает совершенствоваться и предлагать новые решения. На данный момент в биотехнологии популярна идея зерновых культур, устойчивых к засухам и содержащих больше витаминов.

11. Виртуальная реальность

В виду популярности видеоигр, игровые компании постоянно разрабатывают все более изощренные способы подарить игроку незабываемый опыт. Их главная цель – заставить нас почувствовать, что мы живем в игре, а не сидим дома перед монитором. Чтобы добиться этого эффекта, различные компании выпускают самые разные продукты для погружения в виртуальную реальность. Один из самых интересных вариантов – маска, которая во время игры позволяет даже почувствовать ароматы дикой местности.

10. Мясо из пробирки

Многие люди прекращают есть мясо, потому что не хотят навредить животным. Им на радость ученые придумали метод, который позволяет создавать мясо в лаборатории. Мало того, что это урезает ресурсы и энергию, которые тратятся на выращивание животного, это мясо более полезное и на вкус ничем не отличается от настоящего. Не говоря уже о том, сколько на планете освободится места, когда исчезнут животноводческие фермы.

9. Экзоскелеты

Конечно, нам еще далеко до костюма Железного Человека, но первые шаги уже сделаны – экзоскелеты больше не предмет фантазии, а самая настоящая реальность. Они возвращают людям с травмами позвоночника возможность ходить и наслаждаться жизнью в полной мере. Со временем эти примитивные экзоскелеты станут только лучше – проще в использовании, удобнее и дешевле.

8. Устройства, управляемые силой мысли

Если вы постоянно забываете, куда положили смартфон – эта новость придется вам по душе. Ученые разработали метод, который позволяет управлять приборами силой мысли. Эта технология впервые была испробована на людях, которые утратили подвижность. Она оказалась настолько успешной, что уже в 2004 люди играли в пинг-понг силой мысли. Такая технология определенно упростит нам жизнь, не говоря уже о том, какие возможности она открывает для видеоигр будущего.

7. Сверхскоростной транспорт

Мир не устает расширяться, и все чаще мы испытываем необходимость оказаться в двух местах одновременно. Поэтому человечество постоянно ищет способы более быстрого передвижения. Один из лучших примеров новых технологий в этой области – гиперпетля Илона Маска. Она обещает быть настолько быстрой, что шестичасовой путь от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско будет преодолеваться за тридцать минут. И это не единственный подобный проект, находящийся в разработке.

6. Изменение генома

Из-за того, что рождается все больше людей с генами, которые усложняют им жизнь и повышают риск смертности, генетики создали технологии, которые позволяют «вырезать» вредные гены, добавлять новые и «включать и выключать» уже имеющиеся. И это не просто способ сделать ллюдей здоровыми – эта технология может помочь людям, которые, например, всегда мечтали быть спортсменами, но лишены необходимых генов. Конечно, такая процедура не гарантирует результат на 100%, и людям все еще придется много работать, чтобы овладеть желаемыми навыками.

5. Современное опреснение

Хотя люди уже давно научились добывать питьевую воду при помощи опреснения, старые методы слишком трудоемкие и недостаточно эффективные. Теперь у человечества сложилось более глубокое понимание физики и химии, и ученые создали более эффективные способы опреснения воды. Теперь это можно делать не только быстрее и дешевле, но и с дополнительными преимуществами. Среди них – бесплатные полезные ископаемые. Да, в воде их полно, и опресненная вода может стать дешевым источником полезных ископаемых, необходимых для производства. Плюс, миллиарды тонн опресненной воды могут напоить всю планету.

4. Настоящий трикодер

Если вы фанат научной фантастики, то наверняка знакомы с этим устройством из «Стартрека». Именно его персонажи сериала использовали для измерения медицинских показателей. Реальная версия этого прибора умеет измерять кровяное давление, насыщение крови кислородом, пульс, температуру, дыхание, а также диагностировать 12 заболеваний, включая ветрянку и ВИЧ.

3. Дроны в сельском хозяйстве

Все больше и больше фермеров просят помощи у современных технологий. Одним из таких помощников стали дроны. Хотя внешне они напоминают тех, которые используются в армии и кинопроизводстве, функционал у них сильно отличается. Их главная задача – делать инфракрасные снимки, которые позволяют фермерам определить, где семена прорастают успешно, а где начинаются проблемы. Некоторые компании создают сельскохозяйственных дронов, которые смогут уничтожать вредных насекомых, плесень и прочие неприятные для урожая вещи.

2. Супер материалы

С более глубоким пониманием химии мы научились создавать новые, потрясающие материалы. В их число входит графен – материал, который состоит лишь из одного слоя атомов углерода. Благодаря такой толщине, он легко растягивается, обладает высокой теплопроводностью и при этом он в 200 раз крепче стали. Графен может использоваться в создании… да чего угодно. Графен сделает бронетехнику, одежду, компьютеры и многие другие вещи намного лучше и куда более долговечными.

1. 4D принтеры

Вы наверняка слышали о 3D принтерах. Но вряд ли вы знаете о существовании 4D принтеров. Оба выполняют одну задачу – печатают материалы или специальные предметы – но 4D создает объекты, которые способны изменяться под внешним воздействием. Дело в том, что условия жизни постоянно меняются, и то, что нам было нужно вчера, может уже не понадобиться через год. Чтобы избежать создания вещей, которые прослужат лишь короткий срок, исследователи создали принтеры и материалы, которые удивительным образом адаптируются ко всем типам перемен в окружающей среде, повреждениям и другим потенциальным опасностям.

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.

Обратимся к интернету, что говорит про технологию энциклопедия Википедия.

Технология (от др.-греч. τέχνη - искусство, мастерство, умение;
λόγος - мысль, причина; методика, способ производства).

В широком смысле технология это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, а также научное описание способов технического производства;

В узком - комплекс организационных мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, ремонт и/или эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами , и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

При этом:

  • под термином изделие следует понимать любой конечный продукт труда (материальный, интеллектуальный, моральный, политический и т. п.);
  • под термином номинальное качество следует понимать качество прогнозируемое или заранее заданное, например, оговоренное техническим заданием и согласованное техническим предложением;
  • под термином оптимальные затраты следует понимать минимально возможные затраты не влекущие за собой ухудшение условий труда, санитарных и экологических норм, норм технической и пожарной безопасности, сверхнормативный износ орудий труда, а также финансовых, экономических, политических и прочих рисков.

В конце XVIII века в общем массиве знаний о технике стали различать традиционный описательный раздел и новый, нарождающийся, который получил название «Технология».

Иоганн Бекман (1739-1811) ввел в научное употребление термин «технология» или "Наука о ремесле", которым он назвал научную дисциплину, читавшуюся им в германском университете в Геттингене с 1772 г. В 1777 г. он опубликовал работу «Введение в технологию», где писал:

«Обзор изобретений, их развития и успехов в искусствах и ремёслах может называться историей технических искусств; технология, которая объясняет в целом, методически и определенно все виды труда с их последствиями и причинами, являет собой гораздо большее». Позже в пятитомном труде «Очерки по истории изобретений» (1780-1805 гг.) он развил это понятие.



Современные технологии основаны на достижениях научно-технического прогресса и ориентированы на производство продукта:

Материальная технология создаёт материальный продукт,

Информационная технология (ИТ) - информационный продукт.

Технология это также научная дисциплина, разрабатывающая и совершенствующая способы и инструменты производства.

В быту технологией принято называть описание производственных процессов, инструкции по их выполнению, технологические требования и пр.

Технологией или технологическим процессом часто называют также сами операции добычи, транспортировки и переработки, которые являются основой производственного процесса.

Технический контроль на производстве тоже является частью технологии. Разработкой технологий занимаются:

Технологи,

Инженеры,

Конструкторы,

Программисты и другие специалисты в соответствующих областях.

Чем отличается ТВОРЕЦ от РЕМЕСЛЕННИКА?

Правильно, ТВОРЕЦ трудится над придуманным им изделием, придумывает и отрабатывает технологию его производства, а РЕМЕСЛЕННИК по известной технологии вырабатывает готовые изделия, ОЧЕНЬ ХОРОШИЙ РЕМЕСЛЕННИК делает их одинаковыми.

Трудится и работать это две большие разницы!

Жизненный цикл технологии - это совокупность стадий от зарождения технологических нововведений до их рутинизации.

А именно: зарождение - совершенствование - рутинизация

Пример (кузов автомобиля победа плохой штамп требовал лудить оловом кузов выравнивая неровности, так как не было шпаклевки, до этого кузова в основном делали деревянными).

Жизненный цикл технологии состоит из 5 этапов:

  • Новейшая технология - любая новая технология, которая имеет высокий потенциал;
  • Передовая технология - технология, которая зарекомендовала себя, но еще достаточно новая, имеет небольшое распространение на рынке;
  • Современная технология - Признанная технология, является стандартом, повышается спрос на эту технологию;
  • Не новая технология - по прежнему полезная технология, но уже существует более новая технология, поэтому спрос начинает падать;

(НапримерТелефон проводной еще есть но уже многие отказываются, или цифровое телевидение еще не вошло в полном объеме в жизнь но уже выживает обычные телевизоры на антенне )

  • Устаревшая технология - технология устаревает и заменяется более совершенной, очень малый спрос, или полный отказ от этой технологии в пользу новой.

Например: Устаревшая технология производства рафинированного подсолнечного масла механическим взбиванием.

Согласно ГОСТ 3.1109-82 Технологический процесс - это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.
К предметам труда относят заготовки и изделия.

Практически любой технологический процесс можно рассматривать как часть более сложного процесса и совокупность менее сложных (в пределе - элементарных ) технологических процессов.

Термин "технология" - это сочетание двух греческих слов: "техно" - мастерство, умение, и "логос" - способ, методика, мысль. В общем, это совокупность методов и способов, где используются какие-либо знания, материалы, навыки, которые применяются для создания какого-либо продукта. И неважно, будет этот продукт материальным или нематериальным. К первой категории относится все, что можно потрогать руками: оборудование, продукты питания, стройматериалы и так далее. Ко второй группе относятся неосязаемые вещи. К примеру, телевизионный эфир, интернет, телефонная связь и прочее.

Теперь вы понимаете, в каких областях чаще всего этот термин используется. Хотя надо сказать, что данное слово в настоящее время стало подменять другие традиционные слова. К примеру, мы перестали говорить «рецепт приготовления блюда», все чаще используя «технология приготовления». И в этом нет ничего удивительного, современные термины быстро приживаются, меняя свое истинное наполнение.

Каждый ученик сталкивается со словом технология, когда идет на урок с таким же названием. Чему там учат? По сути, это те же труды, которые были в школьной программе, где дети обучались навыкам работы с теми или иными инструментами или приборами. Обычно мальчики обучались токарному или деревообрабатывающему делу. Девочки учились шить и кроить, познавали поварское искусство. И сегодня на уроках технологии все это присутствует, просто к практическим навыкам добавились теоретические знания, который учитель преподносит в виде обзорной лекции.

Информационные технологии

Именно это словосочетание сегодня на слуху. ? Это совокупность процессов, связанных с хранением, обработкой, защитой, передачей и получением необходимой информации. И для всего этого используются компьютеры и другие современные устройства. В современном мире это самая необходимая технология, которая пользуется большой популярностью у огромного количества людей. И если с производственными технологиями мы сталкиваемся по мере необходимости (в процессе работы и так далее), то с информационными мы имеем дело каждый день.

Жизненный цикл технологии

Как и любой процесс, как и любой продукт, технология живет своей жизнью. Она появляется (ее кто-то придумывает), она видоизменяется (в нее вносятся какие-то дополнения, новшества, убираются не оправдавшие себя элементы, экономически невыгодные) и, в конце концов, умирает, предоставляя место для новых технологий, более эффективных. Хотя надо отдать должное некоторым, которые до сих пор существуют. К примеру, технология выпекания хлеба, размола зерна в муку, изготовление керамики, производство железа. Это вечные технологические процессы, которые изменились с момента появления незначительно.

Цикл технологии производства муки

Хотелось бы на примере производства муки, самого важного продукта на земле, показать, как происходит технологический процесс. Не будем здесь затрагивать технологию выращивания пшеницы, сразу начнем с того, что зерно поступает на мельницу. Оговоримся, что будем говорить о современном производстве.

  1. Зерно с полей поступает в хранилище, которое называется элеватор. Здесь оно частично очищается от камешков, грязи и пыли.
  2. С элеватора зерно подают на мельницу. Здесь его размалывают и просеивают, разделяя на муку, манную крупу и отруби.
  3. Далее мука поступает в хранилище, где она расфасовывается по бумажным пакетам или вывозится специальными машинами муковозами в пекарни, где пекут хлебобулочные изделия.

Любая производственная технология разбита на циклы (этапы, стадии, процессы), это и есть ее сущность, ее основа. Очень часто в разных технологиях используют большое количество ингредиентов, одни из которых являются основными, другие дополнительными.

Инструкции