Что такое репетир в часах, и как он может спасти вашу репутацию. Что такое репетир

Сегодня, чтобы узнать, который час, даже необязательно иметь под рукой часы: достаточно взглянуть на экран мобильного телефона, что легко сделать даже ночью. Однако вплоть до начала XX века эта простая, на первый взгляд, процедура сопровождалась определенными сложностями. До повсеместного распространения электричества с наступлением темноты время на часах узнавали разными способами. Одни ориентировались по часам с боем, которые отбивали время строго каждый час, не спрашивая у хозяина, хочет ли тот нарушать свой покой, скажем, во время ночного сна. (Кстати, стоило забыть завести такие часы, как в механизме тут же наступал разлад, и нужно было обращаться к часовому мастеру для его настройки). Те, у кого не было часов с боем, зажигали свечи, что было крайне хлопотно особенно в ту пору, когда еще не существовало спичек. Еще одним способом определения времени был тактильный способ. До конца XVI века в ходу были часы с рельефными метками на циферблате. В то время стрелка у часов была только одна – часовая, и пока на циферблатах не появились стекла, время вполне можно было узнавать на ощупь.

Настоящим спасением для человека эпохи Средневековья стало изобретение часов, которые отбивали время звуками разной тональности, говоря современным языком – репетиров. В отличие от часов с боем репетиры озвучивали время по желанию хозяина и не сбивались в случае остановки часов. В настоящее время различают минутные, четвертные и пятиминутные репетиры, которые помимо истекших часов озвучивают также минутные интервалы, четверти часа, пятиминутные временные отрезки. Несколько менее распространенными являются получетвертные (с индикацией временных интервалов продолжительностью 7,5 минут), децимальные (с индикацией 10-минутных промежутков) и получасовые репетиры. Независимо от вида репетира, принцип работы часового механизма с акустической индикацией, как правило, базируется на сочетании звуков низкого и высокого тона, которые производят специальные молоточки, бьющие по гибким, чаще всего стальным гонгам, расположенным на периферии механизма.

В четвертных репетирах звуками низкого тона отмечается количество часов, высокими звуками – истекшие четверти часа. Так, если владелец часов нажмет на кнопку в 22:37, то услышит сначала 10 ударов в низком регистре, а затем еще 2 в высоком.

Пятиминутный репетир высокими звуками отзванивает временные отрезки продолжительностью 5 минут, а 15-минутные интервалы озвучиваются сочетанием нот высокого и низкого тона. Вышеупомянутые 22:37 пятиминутный репетир озвучит следующим образом: сначала 10 низких звуков, затем 2 сдвоенных удара и, наконец, 1 удар высокого тона.

В минутных репетирах высокий тон отвечает за озвучивание минут. Те же 22:37 в случае с минутным репетиром превратятся в комбинацию из 10-ти ударов низкого тона, 2-х сдвоенных уларов и 7-ми ударов высокого тона. Самые сложные минутные репетиры в качестве дополнительной опции используют механизм автоматического боя, который бывает двух видов – Grande и Petite Sonnerie (большой и малый бой). Принципиальное отличие между этими механизмами состоит в том, что в случае с Grande Sonnerie перед озвучиванием каждой четверти часа, механизм повторяет количество часовых ударов. В случае с Petite Sonnerie такого повтора не происходит.

Даже по описанию разновидностей репетиров, видно, что перед нами довольно сложный механизм. Давайте рассмотрим, как работают ключевые элементы системы, превращающей время в музыку.

Основа механизма располагается непосредственно под циферблатом. Чуть ниже свое место занимают гонги. Расположены они таким образом, чтобы вокруг них всегда оставалось свободное место, необходимое для чистоты звука. У репетира имеется отдельная заводная пружина, которая взводится каждый раз, когда владелец часов нажимает на соответствующую кнопку или ползунок (гашетку). Во взведенном состоянии пружина приводит в движение гребенку, контролирующую бой, после чего через систему паллет зубцы гребенки передают импульс молоточкам, которые, ударяя по гонгам, производят звук. За тем, чтобы гребенка поворачивалась на строго определенный угол (от этого зависит количество ударов, которые будут отбивать молоточки), следит так называемая улитка, ограничивающая движение гребенки и напрямую связанная со стрелочным механизмом. Каждому виду боя соответствует своя в плане формы пара «гребенка-улитка».

Из истории репетира

Создание первого механизма, отбивающего часы и четверти часа, приписывают священнику времен английского короля Якова II, Эдварду Барлоу (урожденный Эдвард Бут), который снабдил часы звуковой индикацией еще в 1676 году.

Изобретение Барлоу наделало много шума в кругах лондонских часовщиков и применялось поначалу в интерьерных, а позже и в переносных часах. Правда, здесь возникает вопрос по поводу авторства. В 1686 году патент на переносные часы с четвертным репетиром получил другой часовщик Якова II Дэниэл Куэйр. Как такое могло получиться?

Очень просто. Свои изобретения королю представили оба мастера, но Яков II отдал предпочтение Куэйру, возможно потому, что его конструкция была немного удобнее. В часах Барлоу элементы управления репетирным механизмом располагались по обе стороны корпуса, одна отвечала за индикацию часов, другая – четвертей часа. В варианте Куэйра у основания корпуса располагался один штырек, который управлял и индикацией часов, и озвучиванием четвертьчасовых интервалов.

Первые серьезные модификации четвертные репетиры претерпели уже в следующем веке. В 1710 году Сэмюэль Уотсон изобрел пятиминутный репетир, а уже в 1750 году (по другим данным в 1715-м) на свет появился минутный репетир, изобретенный Томасом Мьюджем.

В первых часах с репетиром в качестве механизма звуковой индикации использовалась система «молоточек-колокольчик». При этом колокольчики, которые крепились в углублении задней крышки, были довольно большими и делали корпус часов достаточно массивным, проще говоря, толстым. В 1740 году часовщик Юлиан Леруа (Julian Le Roy) представил репетир, в котором альтернативой колокольчику выступал металлический брусок. Корпус часов стал чуть тоньше, а звук репетира более приглушенным, что позволяло не мешать окружающим.

Не обошлось в деле совершенствования репетиров и без великого Авраама-Луи Бреге. В 1783 году будущий изобретатель турбийона создал часы с репетиром, в которых вместо традиционных колокольчиков использовал гибкие стержни виде пружин. Поначалу пружины располагались крест-накрест на платине, однако позже их стали закручивать вокруг механизма, что позволяло не только экономить место, но и добиваться более гармоничного звука.

Репетиры стали отдельным культурным явлением и снискали большую популярность в высших кругах Европы. Но популярность эта продлилась недолго. В 30-е гг ХIХ века были изобретены относительно безопасные фосфорные спички, с помощью которых стало удобно зажигать свечи, а когда появились газовые и керосиновые лампы интерес к репетирам стал слабеть. Более того, изобретение англичан чуть было не отправилось на свалку истории, после того, как в начале прошлого века появились первые электрические лампочки. Смотреть на часы теперь было удобно в любое время суток, а дорогостоящие модели со звуковыми механизмами стали преимущественно уделом коллекционеров. Тем не менее, для признанных мэтров часовой индустрии сложность конструкции репетира всегда была сродни вызову, поэтому крупнейшие часовые компании продолжали выпускать «музыкальные» часы небольшими сериями, тем самым демонстрируя свои технические возможности. Чаще всего такие модели были карманными.

Раньше других сделать репетир компактным и представить его в форме наручных часов удалось компании Audemars Piguet и случилось это в далеком 1892 году.

Далее вплоть до конца ХХ века репетиры выпускаются не столько в коммерческих целях, сколько для поддержания престижа. Ведь такие часы мало просто создать – чтобы добиться идеально согласованной работы всех деталей звукового механизма (а их немало), нужно потратить не меньше 100 часов. Кроме того, непременным условием успешной настройки репетира становится наличие у мастера абсолютного слуха. Отсюда вытекает стабильно высокая стоимость моделей с репетиром и тот факт, что делают такие часы, чаще всего, на заказ.

Репетиры ХХI века: точность, громкость, чистота

То, насколько четким и громким будет звук репетира зависит от ряда параметров, одним из которых является материал корпуса. Если в обычных часах главная задача корпуса – защита механизма, то в часах с репетиром корпус выполняет еще и функцию резонатора, т. е. передает и усиливает звук. Лучше всего это делают прочные, но легкие материалы с не очень высокой плотностью, так как высокая плотность гасит звук. Из драгоценных металлов предпочтение чаще всего отдается розовому золоту, (считается, что оно делает звук более теплым). Из недрагоценных материалов в фаворе – титан. В частности именно из титана изготовлен корпус новинки салона Baselworld 2016 – Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater.

Часы позиционируются, как самый тонкий в мире репетир. При толщине корпуса 6,85 мм, толщина механизма составляет 3,12 мм. Такие показатели противоречат самой концепции часов с репетиром, требующей оставлять достаточно пространства, чтобы корпус мог служить резонатором. Чтобы сохранить нужную чистоту и громкость звука, в титановом корпусе часов проделали прорези, которые попутно выполняют функцию часовых меток. Еще одним решением, работающим на качество звука, стало крепление гонгов непосредственно на корпусе.

Раз уж мы заговорили о гонгах, то нужно отметить, что не только материал, но даже размер и сама форма гонгов диктуют то, каким на выходе будет звук.

Так как размер гонгов ограничен компактным пространством корпуса, производители, работающие над оптимизацией репетирных механизмов, делают это в направлении формы и материала гонгов. Чаще всего гонги изготавливаются из стали, реже – из золота. В случае с золотом в расчет берется скорее престижность материала, чем его физические свойства. К тому же, делать гонги из золота не очень удобно по той простой причине, что любое золото представляет собой сплав с разным процентным содержание целой группы металлов. Даже если производителям удастся найти идеальную формулу сплава, малейшее изменение состава неминуемо отразится на качестве звука.

Что касается формы, в последнее время производители вместо традиционных гонгов с круглым сечением все чаще предлагают квадратные гонги. Существует мнение, что квадратное сечение увеличивает площадь контакта молоточка с гонгом. Впервые подобное решение предложила компания JaegerLeCoultre. В 2005 году марка представила часы Master Minute Repeater, время в которых отзванивали квадратные гонги, изготовленные из сапфира. Ставка здесь была сделана на то, что в сапфире и металле, из которого изготовлены гонги, звук распространяется с разной скоростью, что и позволило добиться особенно чистого звучания часов.

Та же Jaeger LeCoultre первой изменила саму конструкцию деталей, снабдив свои часы молоточками-требюше. Если обычный молоточек представляет собой монолитную конструкцию, то молоточек-требюше состоит из двух частей – фиксированной ручки и головки, соединенных подвижным шарнирным сочленением и работающих по принципу катапульты. За счет подвижного соединения головка молоточка сильнее ударяет по гонгам, извлекая более мощный звук, и быстрее от них отскакивает, не гася извлеченные ноты.

Jaeger LeCoultre Hybris Mechanica 11 Minute Repeater Flying Tourbillon c молоточками-требюше

Оригинальную конструкцию гонгов предложила компания Chopard. В первом минутном репетире марки, получившем название L.U.C Full Strike, гонги образуют единое целое со стеклом циферблата (стекло и гонги изготовлены из единого сапфирового блока). Ударяя по гонгу, молоточек создает вибрацию, которая передается стеклу циферблата, а стекло в свою очередь выполняет функцию резонирующей мембраны, наподобие той, которая используется в динамиках звуковых колонок.

Помимо гонгов в часах с репетиром есть и другие детали, способные издавать звук. Речь идет о спуске репетира, задача которого контролировать скорость боя и обеспечивать оптимальные паузы между звуками в процессе звучания мелодии. Деталь, безусловно, важная, но очень шумная. В процессе работы репетира именно спуск создает характерное жужжание, которое может практически заглушить саму мелодию, лишив хозяина часов удовольствия от прослушивания музыки времени.

Для устранения этой проблемы в репетирах последних лет (Chopard L.U.C Full Strike Minute Repeater, Cartier Rotonde De Cartier Minute Repeater Mysterious Double Tourbillon, Bulgari Octo Finissimo Minute Repeater, Panerai Radiomir 1940 Minute Repeater Carillon Tourbillon GMT) многие производители используют бесшумный регулятор-гувернер, а вот компания Breguet для своих часов Tradition 7087 Minute Repeater предложила совершенно неожиданное решение, заменив обычный спуск магнитным регулятором.

В случае с традиционной механикой, вся начинка которой выполнена из металла, такой подход был бы попросту невозможен. Однако, учитывая тот факт, что важнейшие функциональные детали механизма (колесо и пружина баланса) в модели Breguet Tradition 7087 Minute Repeater выполнены из кремния, проблема отпадает сама собой.

Для усиления звука Breguet также изменила способ крепления гонгов. В этой модели они закреплены не на платине, стекле циферблата или корпусе, а на внутреннем безеле (ранте). В свою очередь рант закреплен на корпусе при помощи 3 подвижных опор, за счет чего и внутренний безель, и стекло циферблата вибрируют вместе с гонгами. При этом корпус вибрирует на частоте минутного гонга, а стекло и внутренний безель на частоте часового гонга.

Audemars Piguet Royal Oak Concept Supersonnerie. Конструкция корпуса

Механизм репетира, как правило, потребляет очень много энергии. Другими словами, если хозяин часов увлекся прослушиванием мелодии, а запаса хода в часах осталось мало, то они могут попросту остановиться. Для модели Zeitwerk Minute Repeater компания A. Lange & Sohne разработала специальное устройство, которое блокирует работу звукового модуля, если запас хода снижается до 12 часов. Критичные для работы репетира 12 часов на индикаторе запаса хода отмечены красной точкой.

Другим защитным механизмом в часах со звуковой индикацией является функция «все или ничего». Часы не издадут ни звука, если кнопка или ползунок репетира нажаты не до конца.

Со времен создания первого репетира прошло уже более трех столетий. И хотя все те проблемы, которые привели к появлению часов со звуковой индикацией, давно устранены, а время можно посмотреть и на обычных часах, и на любом из современных гаджетов, вместо того, чтобы кануть в лету часы с репетиром только набирают популярность. Звучащие модели овеяны заслуженным ореолом престижа, поскольку созданием репетиров на сегодняшний день занимаются считанные часовые мануфактуры. И если в активе той или иной марки имеются часы с подобным усложнением, один этот факт служит подтверждением того, что перед вами – настоящий виртуоз часового дела.

Десять известных минутных репетиров и часов со звоном.

Сначала давайте разберёмся, что такое репетир.

Репетир (от франц. répéter повторять) — это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время. Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем времени.

Минутный репетир является одним из самых сложных усложнений в наручных часах. Он превращает часы, из простого устройства для отсчёта времени в музыкальную шкатулку. Ниже мы представим 10 минутных репетиров, которые представляют собой нечто большее чем просто колокольчик.

1. Одна из последних моделей A. Lange & Söhne Zeitwerk Striking Time , представленная в этом году на выставке SIHH, имеет золотой корпус и стрелки и серебряный циферблат. В отличие от других репетиров, эти часы можно запрограммировать. Так же, если Вы хотите чтобы часы Вас не тревожили, то функцию репетира можно отключить нажатием кнопки в районе цифры 4.

2. Audemars Piguet Tradition Tourbillon Minute Repeater Chronograph. Часы с репетиром доступны очень ограниченным тиражом, всего 10 штук для двух исполнений, в розовом золоте и титане. Как заявляет компания, модель из титана идеально подходит для часов с усложнениями и конкретно для минутного репетира, который поражает звуком гонга. Многие не знают, но звук издаваемый репетиром, в значительной степени зависит от материала из которого сделан корпус часов. Большой корпус часов(47мм в диаметре диаметр этих часов) и более лёгкие и твёрдые сплавы лучше всего подходят для максимализации громкости звука издаваемого молоточками, позволяя акустическим волнам распространяться внутри корпуса часов.

3. Breguet Ref. 7800 Classique «La Musicale. Эти часы с репетиром напоминают музыкальную шкатулку. Нажав на кнопку, находящуюся в районе 10 часов, часы начинают играть Баха «Шутка». Используется диск с колышками, которые ударяют по 15 лопастям клавиатуры. Мембрана изготовлена из Liquidmetal Swatch, она расположена под механизмом, усиливая звук. Так же часы являются .

4. Bulgari Brighella. Это первые часы в серии «Commedia del’ Arte» оснащённые церковным гонгом – минутным репетиром(управляется кнопкой в районе 10 часов). Когда звучит перезвон часов, символы на циферблате начинают двигаться в хореографии балетных движений. Корпус часов изготовлен из белого золота. Для усиления звука репетира разработан сплав Magsonic.

5. Jaeger-LeCoultre Master Ultra Thin Minute Repeater Flying Tourbillon. Эти часы являются одиннадцатым созданием Hybris Mechanica в коллекции бренда и первой ультратонкой моделью. Минутный репетир , всего 7,9мм. Часы также оборудованы оригинальным турбийоном, периферийной системой подзавода, высокопроизводительной новой балансовой пружиной. Минутный репетир оснащён системой восстановления TimeLapse.

6. Jaquet Droz Bird Repeater. Кнопка на часах запускает миниатюрный репетир. И каждый , пол часа и четверть часа, птицы на циферблате как будто оживают.

7. Piaget Emperador Coussin Automatic Minute Repeater. Piaget в 2013 году представила свой первый в истории минутный репетир. Для того чтобы сохранить чистоту звука производимого часами, Caliber 1290P оснащён регулятором маховика, который контролирует ритм между стартом и финишем.

8. Tutima Hommage Minute Repeater. Это первый минутный репетир в истории компании. Часовая компания , которой начинается в 1920 году, в течение трёх лет разрабатывала механизм Hommage Caliber 800. С обратной стороны часов Вы сможете увидеть фирменную гравировку Tutima. Через стекло можно рассмотреть сам ударный механизм и механизм, который активирует крохотные молоточки репетира.

9. Ulysse Nardin Stranger. Наручные часы, которые играют знаковую песню Френка Сенатры 1966 года «Незнакомцы в ночи»(« Strangers in the Night») каждый час или по требованию. Механизм для часов разрабатывался в течение 5 лет. Через стекло часов можно видеть механизм активирующий репетир. Владелец часов может отключать репетир, если хочет чтобы его не тревожили.

10. Vacheron Constantin Patrimony Contemporaine Ultra-Thin Calibre 1731. Часы были представлены на выставке в Гонконге. Часы с репетиром имеют очень тонкий механизм Calibre 1731, всего 3,9мм. Часы имеют запас хода 65 часов. Для обеспечения максимально чистого звука, молоточки укладываются и подключены к середине корпуса часов. Таким образом, механизм выполнен как одно целое с корпусом часов. Корпус выполнен без швов, что позволяет часам достигать идеальной амплитуды звука.

    Часы с репетиром

    http://сайт/wp-content/uploads/2014/07/ALS_Lange_Zeitwerk_StrikingTime_RG_soldier_560-300x165.jpg

    Десять известных минутных репетиров и часов со звоном. Сначала давайте разберёмся, что такое репетир. Репетир (от франц. répéter повторять) — это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время. Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем …

Репетир (от франц. répéter повторять) – это приспособление в часах, посредством которого, при нажатии на пружину отбивается показываемое ими время.

Репетир является дополнительным устройством часового механизма, которое позволяет часам мелодичным боем разной тональности сообщать о текущем времени.

Комплексный механизм обычно указывает часы, четверти часа и минуты.

Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. При нажатии кнопки, различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты.

Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона.

Изобретением этого механизма мы обязаны темноте. Действительно, до изобретения люминесцентных красок было крайне сложно определять время в темноте. Первые репетиры были произведены для нужд людей, которым приходилось много путешествовать, в том числе и ночью. Сегодня производство репетиров свидетельствует о вершинах мастерства часовых компаний.

Первый патент на устройство репетира для карманных часов был выдан в 1687 году английскому часовому мастеру Даниэлю Квэа (Danial Quare) Королем Яковом Вторым (Jacob II).

“Второе пришествие” их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы Фредерик Пиге (Frederic Piguet) и Бланпа (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.

Репетиры бывают нескольких типов: часовые, четвертьчасовые, пятиминутные, минутные, Grande Sonnerie, Carillon и Jaquemart.. Последние четыре типа являются самыми сложными в исполнении. Их производство требует особых навыков и таланта от часовщиков, металлургов и музыкантов. Ранее также выпускались и 7-минутные репетиры.

При нажатии кнопки с левой стороны корпуса часов (обычно напротив цифры 9), различные типы репетиров издают различные сигналы: часовые издают один звук для каждого часа, четвертьчасовые репетиры звучат одним тоном каждый час и тоном ниже каждые четверть часа; пятиминутные репетиры бьют часы, четверти и пятиминутные периоды; минутные репетиры бьют часы, четверти и минуты. Молоточки и звонки в репетирах (кроме часового) устроены таким образом, чтобы звучание часов и минут имело, как минимум, два контрастных тона. Например, в 5:23 пятиминутный репетир одним тоном пять раз отобьет часы, а затем другим тоном четыре раза отобьет пятиминутные интервалы, четвертьчасовой репетир пять раз отобьет часы и один раз пятнадцатиминутный интервал.

Четвертьчасовые репетиры сейчас выпускают две фирмы – Audemars Piguet и Kelek. Интересен тот факт, что четвертьчасовой репетир стоит примерно в три раза дороже, чем пятиминутный от одного и того же производителя. Это притом, что по техническим параметрам оба механизма почти одинаковы. Это связано, скорее всего, с тем, что пятиминутные репетиры появились больше 20-ти лет назад, когда труд был дешевле и продано таких часов уже достаточно много. Четвертьчасовой же репетир был разработан сравнительно недавно специально для фирмы Kelek.

Самыми сложными среди репетиров считаются Grande Sonnerie, которые отбивают часы и четверти часа автоматически. Но при нажатии на кнопку боя Grande Sonnerie будет повторять бой столько раз, сколько Вы этого захотите. Существует разновидность Grande Sonnerie – Petite Sonnerie. Эти часы автоматические отбивают только полные часы.

Часы Grande Sonnerie расходуют большее количество энергии по сравнению с обычными репетирами, поэтому функцию автоматического боя делают отключаемой.

Самым мелодичным среди репетиров признан Carillon – репетир, у которого четверти часа отбиваются тремя или четырьмя колокольчиками различной тональности. Обычно данная функция реализовывалась в карманных часах. Впервые наручные часы с репетиром Carillon были сделаны фирмой Audemars Piguet – модель “Jules Audemars Grande Sonnerie Repetition Minutes Carillon”. Модель имеет две разновидности – Grande Sonnerie и

Petite Sonnerie с запасом хода 20 и 60 часов соответственно.

Jaquemart – еще одна разновидность репетиров. Jaquemart – это маленькие фигурки (чаще всего молотобойцев), движущиеся, когда репетир отбивает время. Фигурки движутся таким образом, что создается впечатление, что это именно они издают мелодичный бой. Располагаются фигурки обычно на циферблате. Одним из ярких примеров являются часы “San Marco Jaquemarts Repetition Minutes” от Ulysse Nardin, где фигурки на циферблате копируют фигурки на башенных часах

Собора Святого Петра на площади Святого Марка (San Marco) в Венеции.

Стоит отметить, что часы с репетиром являются скорее коллекционными, чем утилитарными, а их стоимость намного выше, чем стоимость многих сложных часов. Например, часы с репетиром Grande Sonnerie от Gerald Genta, выпущенные в количестве девяти штук, были проданы по цене 1,2 миллиона швейцарских франков за каждые.

Часы с репетиром - модель, за выпуском которой всегда пристально следят коллекционеры. Это не просто часы с боем, а нечто особенное. Швейцария выпускает наиболее интересные варианты, пять из которых представлены в сегодняшнем топе.

Franck Muller Aeternitas Mega Tourbillon Repeater

На первом месте - мужские часы Franck Muller Aeternitas Mega Tourbillon Repeater которые могут все. Мастера, поднявшиеся на вершину современного часового искусства, сумели в одном небольшом корпусе из белого золота разместить не только стандартные часы, минуты и секунды, но и хронограф, дату с учетом високосного года («вечный календарь»), индикатор фазы луны, второе время. Их особенность — минутный репетир с турбийоном, который можно увидеть через прозрачную заднюю крышку из сапфирового стекла.

Hublot Big Bang MINUTE REPEATER TOURBILLON

На втором месте — модель мужских часов Hublot Big Bang MINUTE REPEATER TOURBILLON в корпусе из розового золота с сапфировым стеклом и механическим калибром. Выпускаются на элегантном ремешке из крокодиловой кожи. Отличаются не только сдержанным классическим дизайном и ручным заводом, но и способностью сохранять водонепроницаемость на глубине до 100 м.

Breguet Classique Grande Complications Repetition Minutes 7639

На третьем месте - мужские часы Breguet Classique Grande Complications Repetition Minutes 7639. Это механические часы с корпусом, украшенным 178 бриллиантами. Драгоценный камень вставлен в заводную головку. Под стеклом циферблата - 392 белых бриллианта, еще 2 камня расположены на ремешке из кожи аллигатора. Репетир мелодично отбивает минуты.

Classique Grande Complications Repetition Minutes 7637


Четвертое место отдано простой и поэтому удобной модели Classique Grande Complications Repetition Minutes 7637. Это часы в корпусе из розового золота с минутным репетиром. Их отличительная особенность - механизм, гравированный вручную. Механический калибр требует ручного подзавода. На циферблате - гильошированный вручную узор. Функции - двойная секундная стрелка, индикатор «день-ночь». Работу механизма можно увидеть через сапфировое стекло задней крышки часов.

Zenith Academy Minute Repeater Limited Edition

Пятое место занимают часы Zenith Academy Minute Repeater Limited Edition, выпущенные ограниченной партией. Калибр механика с автоподзаводом дает запас 50 часов - на 10 часов больше обычного. Репетир, хронограф и индикатор запаса хода - все выполнено тонко, с большим изяществом. Механизм репетира виден через специальное окно на циферблате, расположенное на три часа.

Patek Philippe 5216R

Репетир - модуль сложной функции механических часов, по требованию отбивающий время при нажатии на кнопку или смещении переводного рычага. Существуют различные виды репетиров, отбивающие время с разной степенью точности. Простые четвертные репетиры отбивают часы и четверти часа, минутные репетиры отбивают время с точностью до минуты, издавая звуки разной тональности для обозначения часов, четвертей часа и минут.

Изобретенные до широкого распространения электричества репетиры позволяли определять время в темноте, а также использовались слабовидящими людьми. В настоящее время минутный репетир является одним из самых сложных механизмов репетира. Эти редкие шедевры высокоточной механики высоко ценятся коллекционерами и поклонниками часового искусства.


Прослушайте отбиваемый репетиром сигнал точного времени


Просмотр видеоролика: Бой по требованию

Минутные репетиры издают звуки трех видов: часы, как правило, отбиваются в низкой тональности; четверти часа - в двух тональностях; а минуты - в высокой тональности. Например, в 02:49 минутный репетир двумя ударами в низком регистре пробьет два часа, три двойных удара обозначат 45 минут, а четыре удара в высоком регистре - четыре минуты.

Время отбивается миниатюрными стальными молоточками по звучащим в разной тональности гонгам - согнутым в круг стальным пружинам, размещенным по внутреннему периметру корпуса. Ударный механизм с крошечными колесиками, гребенками, улитками и кулачками замысловатой формы превращает минутный репетир в одну из самых совершенных сложных функций.

Модели с минутными репетирами считаются самыми сложными часами в мире, они относятся к категории часов с боем, ставших воплощением богатейшего часового наследия.

История создания минутных репетиров берет свое начало в XVII веке. Первыми образцами часов с боем стали «ночные» репетиры, отбивающие часы глухими, беззвучными ударами по корпусу, которые можно было почувствовать, только держа часы в руках. Это позволяло царедворцам, среди которых такие часы были особенно популярны, во время утомительных приемов и королевских советов незаметно определять время, держа руку в кармане, и, таким образом, не рискуя оскорбить монарха.

Со временем колокольчик, обычно прикрепленный с внутренней стороны к задней крышке часов, был дополнен ударным молоточком: именно так были созданы первые часы с боем. Технический прогресс позволил создать репетиры, отбивающие не только часы, но также четверти, получетверти часа и пятиминутные промежутки.

Первые образцы минутных репетиров появились в середине XVIII века. В конце XVIII века А. Л. Бреге разработал механизм, который отбивал часы, четверти часа и минуты, заменив колокольчики комплектом гонгов из скрученной в спираль проволоки, звучащих в разной тональности и занимающих гораздо меньше места. К концу XIX века механизм минутного репетира был значительно усовершенствован и доработан до используемой в настоящей момент конфигурации.

Для создания механизма минутного репетира требуется более 100 уникальных деталей, каждая из которых изготавливается с оптимальной точностью. Только опытным высококвалифицированным мастерам под силу интегрировать минутный репетир в карманные часы, в случае с наручными часами задача значительно усложняется. В корпусе меньшего размера миниатюризация и без того чрезвычайно маленьких деталей должна быть доведена до предела.

Чтобы осуществить сборку минутного репетира, занимающую от 200 до 300 часов, требуется высокий уровень мастерства и уникальные навыки, на овладение которыми уходит несколько десятилетий. Высокотехнологичный процесс, в ходе которого должны быть учтены многочисленные тонкости, основан на строгом научном подходе.

На завершающем этапе тщательно проверяется качество звука. Нет двух часов с абсолютно схожим звучанием. Бой двух одинаковых моделей с корпусом из одного и того же металла будет слегка различаться, поскольку он так же индивидуален, как отпечатки пальцев у людей.

В начале 1960-х годов технологии создания минутных репетиров были практически полностью утеряны. Тем не менее, в 1989 году, по случаю 150-летнего юбилея компании, Филипп Стерн, занимавший в тот момент должность президента Patek Philippe, решил возобновить производство репетиров, пополнив ими коллекцию наручных часов.

Специалисты подразделения НИОКР Patek Philippe на протяжении целого ряда лет усердно разбирали и изучали старинные образцы, стараясь в прошлом найти подсказку для создания новаторских минутных репетиров будущего.

На протяжении всего этого периода президент компании лично прослушивал бой многочисленных старинных минутных репетиров. Это позволило ему понять, что являющиеся квинтэссенцией часового искусства минутные репетиры наиболее подвержены критике. По его словам, «даже если человек ничего не понимает в часовом искусстве, он всегда может отметить несовершенство звука».

Несколько лет компания Patek Philippe в сотрудничестве с Федеральной политехнической школой Лозанны (EPFL) и Женевской инженерной школой занималась поиском совершенного звука. Проводились эксперименты с разными сплавами, тщательно подбирались составы для создания гонгов Patek Philippe с оптимальным качеством звучания.

Семейная часовая компания Patek Philippe неизменно находится в авангарде производства минутных репетиров, каждый из которых президент компании прослушивает лично. Patek Philippe также предлагает обширную коллекцию моделей серийного производства, что гарантирует компании лидирующее положение среди производителей часов со сложными функциями.

Офис