К какому уровню относится язык программирования паскаль. Язык программирования Pascal (Паскаль). Раздел описаний переменных

Язык программирования Pascal был создан Никлаусом Виртом, и назван в честь французского философа и математика XVII в. Блеза Паскаля. В то время Вирт был профессором информатики в Федеральном техническом университете в Швейцарии и нуждался в языке, с помощью которого можно было обучать студентов навыкам программирования.

Концепция Паскаля была разработана Н. Виртом примерно в 1970 году и Паскаль быстро получил широкое распространение благодаря легкости его изучения, наглядности составленных на нем текстов программ. Поскольку Паскаль послужил основой для разработки других языков программирования, таких как Ада и Модула-2, и поскольку многие языки содержат аналогичные Паскалю структуры, знание Паскаля является солидной базой для изучения других языков программирования.

В середине 70-х годов была создана попытка разработать международный стандарт на Паскаль. В результате в 1982 году появился стандарт ИСО 7185.

Язык Паскаль стараниями Андерса Хейлсберга превратился в мощную профессиональную систему программирования Turbo Rascal. После просуществовавшей сравнительно недолго и не получившей широкое распространения версии 1.0 в середине 1984 года появляется версия 2.0. Распространение которой пошло стремительными темпами. К осени 1985 года появляется версия3.0, отличающаяся от версии 2.0 следующими особенностями: компилятор и редактор стали работать существенно быстрее, появилась возможность передачи параметров в программу с помощью команды RUN, стал возможным вызов MS-DOS из программы, стала удобной работа с файлами. С начала 1988 года начинает распространяться версия 4.0.

Здесь Турбо Паскаль представлен в совершенно новой форме. Не только становится еще более быстрым компилятором, но и появляется совершенно новое программное окружение. Появилась возможность разбиения программы на части (модули), компилируемые по отдельности. К осени 1988 года появилась версия 5.0 с еще белее развитым программным окружением. Здесь заслуживает внимания прежде всего встроенный отладчик. Турбо Паскаль может использоваться в большинстве существующих для персональных компьютеров операционных систем.

Появление инструментальных средств Borlаnd Pascal with Objects и Delphi для разработки программ в среде Windows лишний раз показала какие по истине неисчерпаемые возможности таит в себе Паскаль. Borland Pascal и используемый в Delphi язык Object Pascal основываются на Turbo Pascal и развивают его идеи.

Delphi - компилятор языка Pascal. Delphi 1 был первым инструментарием разработки Windows приложений, объединившим в себе оптимизирующий компилятор, визуальную среду программирования и мощные возможности работы с базами данных. Годом позже Delphi 2 предложил все то же, но на новом уровне современной 32-битной операционной системы Windows 95 и Windows NT. Кроме того, Delphi 2 предоставил программисту 32-битовый компилятор, создававший более быстрые и эффективные приложения, мощные библиотеки объектов.

Продолжительная работа команды разработчиков Delphi привела к появлению в третьей версии продукта расширенного набора инструментов для создания приложений, возможности использования технологий COM для разработки приложений WWW и многих других современных технологий программирования.

Delphi 4 является очередным шагом в эволюции компиляторов Паскаля с тех времен, когда более 16 лет назад Андерс Хейлсберг создал первый компилятор Turbo Pascal.

Существует достаточно света для тех, кто хочет видеть, и достаточно мрака для тех, кто не хочет.

Блез Паскаль (1623-1662)

Язык программирования Паскаль (Pascal) был создан выдающимся специалистом в области computer science Никлаусом Виртом . Свое название язык получил в честь знаменитого французского ученого средневековья Блеза Паскаля.

Впервые предварительное описание языка программирования Паскаль было опубликовано в 1968 году. Паскаль продолжал линию АЛГОЛ-W (язык, над которым Н. Вирт работал в 1965 году в рамках конкурса международной федерации по обработке информации (IFIP) на разработку нового языка программирования – преемника АЛГОЛ-60). Первый вариант компилятора появился в 1971 году, а спустя год вышли в свет соответствующие публикации.

Паскаль стал одним из первых языков программирования, обладающих средствами структурного (процедурного) программирования, что стало его несомненным достоинством.

Быстро растущий интерес к языку и небольшие его изменения привели к публикации в 1973 году так называемого Пересмотренного сообщения, в котором Паскаль (Pascal) определялся в терминах стандартов ISO.

Разрабатывая язык Паскаль, Никлаус Вирт изначально преследовал следующие основные цели:

  • язык должен быть пригоден для обучения программированию;
  • реализация языка должна быть эффективной и надежной на существующих ЭВМ.

Тем не менее, прозрачная структура, ясный синтаксис и большие возможности сделали язык популярным не только в образовательной среде, но и среди профессиональных программистов.

Реализации и диалекты

Популярность языка Паскаль привела к появлению различных его расширений и диалектов. Отметим наиболее заметные продукты:

  • UCSD p-System – разработка Калифорнийского университета 1978 года;
  • интегрированная среда разработки Turbo Pascal , созданная фирмой Borland (первая версия появилась в 1983 году);
  • Object Pascal - объектное расширение языка, разработанное Aplle в 1986 году;
  • вариант Object Pascal от Borland (начиная с версии среды Delphi 7, Borland стала официально называть язык Object Pascal как Delphi).

Важную роль в развитии языка сыграло появление свободных реализаций: Free Pascal и GNU Pascal .

Особое внимание стоит уделить разработке Южного федерального университета PascalABC.NET (первая стабильная версия появилась в июне 2009 года). PascalABC.NET – это язык программирования нового поколения, основанный на платформе Microsoft.NET, сочетающий простоту классического языка Паскаль и содержащий практически все современные языковые средства.

PascalABC.NET - это также мощная и интуитивно понятная интегрированная среда разработки, содержащая средства автоформатирования, встроенный отладчик и встроенный дизайнер форм.

В дальнейших уроках будут рассматриваться возможности именно языка PascalABC.NET.

Pascal ) - высокоуровневый язык программирования общего назначения. Один из наиболее известных языков программирования, широко применяется в промышленном программировании , обучении программированию в высшей школе, является базой для большого числа других языков. Был создан Никлаусом Виртом в 1968-69 годах (опубликован в 1970 году) после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68 .

Предыстория

Паскаль был создан как язык для обучения процедурному программированию (хотя, по словам Вирта, язык нельзя считать только учебным, поскольку язык, непригодный для написания реальных программ, для обучения использоваться не должен). Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля .

Реализации

UCSD Pascal

В 1978 году в Университете Сан-Диего (Калифорния, США) была разработана система UCSD p-System, включавшая компилятор с языка Паскаль в переносимый p-код и реализовывавшая значительное число расширений языка Паскаль, такие как модули, строки символов переменной длины, директивы трансляции, обработка ошибок ввода-вывода, обращение к файлам по именам и пр. Впоследствии основные реализации языка Паскаль основывались на этом диалекте.

Object Pascal от Apple

Turbo Pascal и Object Pascal от Borland, Microsoft Pascal

Наиболее известной реализацией Паскаля, обеспечившая широкое распространение и развитие языка, является Turbo Pascal фирмы Borland , выросшая затем в объектный Паскаль для DOS (начиная с версии 5.5) и Windows и далее в Delphi, в которой были внедрены значительные расширения языка.

Диалекты Паскаля, применяемые в Turbo Pascal для DOS и Delphi для Windows, стали популярны из-за отстутствия других успешных коммерческих реализаций.

Стандарты

После начала использования Паскаля в 1970 году и появления реализаций, расходящихся не только в дополнениях, но и в синтакисе, был поднят вопрос о стандартизации языка. Стандарт языка был разработан Никлаусом Виртом в 1974 году совместно с Кетлин Йенсен (Kathleen Jensen). В дальнейшем, были приняты международный стандарт от ISO и американский от ANSI. На данный момент, выделяют три принципиально разных стандарта: Unextended Pascal (исходный), Extended Pascal (расширенный), Object-Oriented Extensions to Pascal (объектно-ориентированное расширение Паскаля).

Стандарты языка Pascal: исходный, международные ISO и американские ANSI
Название Вариант Кем/где разработан Год создания
Pascal Standard исходный Н. Вирт, Кетлин Йенсен
Pascal Standard исходный ISO 7185:1983
ANSI/IEEE 770X3.97:1983
Unextended Pascal исходный ISO 7185:1990
Extended Pascal расширенный ANSI/IEEE 770X3.160:1989 1989
ISO/IEC 10206
Object-Oriented
Extensions to Pascal
объектно-ориентированное расширение ANSI/X3-TR-13:1994

Одним из главных дополнительных свойств объектно-ориентированного расширения Extended Pascal стала модульность и средства, облегчающие раздельную компиляцию.

Стандартизация языка была запаздывающий по отношению к реальному появлению в языке тех или иных возможностей. Коммерческие реализации расширяли стандартный Паскаль; так было сделано в UCSD Pascal, модификации Object Pascal фирмой Apple, Turbo Pascal от Borland (незначительно модифицированная версия Apple) и его ответвлений. Ни одна из распространённых коммерческих реализаций Паскаля не соответствует в точности ни одному из официальных стандартов языка.

Синтаксис и языковые конструкции

Паскаль, в его первоначальном виде, представляет собою чисто процедурный язык и включает в себя множество алголоподобных структур и конструкций с зарезервированными словами наподобие if , then , else , while , for , и т. д. Тем не менее, Паскаль также содержит большое количество возможностей для структурирования информации и абстракций, которые отсутствуют в изначальном Алголе-60 , такие как определение типов , записи , указатели , перечисления , и множества . Эти конструкции были частично унаследованы или инспирированы от языков Симула -67, Алгол-68 , созданного Никлаусом Виртом AlgolW и предложены Хоаром .

В современных диалектах (Free Pascal) доступны такие операции как перегрузка операторов и функций.

Hello world

Программы на Паскале начинаются с ключевого слова program и следующего за ним имени программы с точкой с запятой (в большинстве диалектов является необязательным), за именем может в скобках следовать список внешних файловых дескрипторов в качестве параметров; за ним следует тело программы, состоящее из секций описания переменных, типов и констант, объявлений процедур и функций и следующего за ними блока операторов , являющегося точкой входа в программу. В языке Паскаль блок ограничивается ключевыми словами begin и end . Операторы разделяются точками с запятой , после тела помещается точка , служащая признаком конца программы. Регистр символов в Паскале не имеет значения.

Таким образом, простейшая программа на Паскале будет выглядеть следующим образом:beginend.Программа не выполняет никаких действий и содержит пустой блок операторов.

Пример программы, выводящей строку «Hello, World!»:Program HelloWorld(output);begin

WriteLn("Hello, World!"); { оператор вывода строки }

end.

Типы данных

Примитивные типы данных Паскаля: числа с плавающей запятой (real), целые (integer), символьный (char), логический (boolean) и перечисления (конструктор нового типа, введённый в Паскале):

R: Real; { переменная вещественного типа } i: Integer; { переменная целого типа } c: Char; { переменная-символ } b: Boolean; { логическая переменная } e: (apple, pear, banana, orange, lemon); { переменная типа-перечисления }

Выделяется понятие порядковых типов данных (ordinal), к ним относятся целые типы (знаковые и беззнаковые), логический (boolean), символьный (char), перечислимые типы и типы-диапазоны.

Порядковые типы задаются целым числом (кодом), которое можно получить с помощью функции ord. Все операции, выполняемые над порядковыми типами, выполняются с их кодами.

X: 1..10; y: "a".."z"; z: pear..orange;

Для порядковых типов определены операции inc , dec , succ , pred , ord , операции сравнения (= > < => <= <>), их можно использовать в операторах case , for (как счётчик цикла), как границы массивов, для задания элементов множеств и типов-диапазонов.

В Паскале, в отличие от Си-подобных языков, с типами boolean и char арифметические целочисленные операции не определены.

В отличие от многих распространённых языков, Паскаль поддерживает специальный тип данных множество :var

Set1: set of 1..10; set2: set of "a".."z"; set3: set of pear..orange;

Множество - фундаментальное понятие в современной математике, которое может быть использовано во многих алгоритмах.

В паскале тип множество может содержать только однотипные элементы порядкового типа. Эта особенность широко используется и обычно быстрее эквивалентной конструкции в языке, не поддерживающем множества. К примеру, для большинства компиляторов Паскаля:if i in then { проверка на принадлежность элемента множеству }...обработается быстрее, чемif (i>4) and (i<11) then { проверка логическими условиями }...Для задания значения множества используется список элементов множества, отделенных запятыми и заключённый в квадратные скобки (как уже было показано выше):var { секция объявления переменных }

D:set of char;

begin { начало блока }

D:=["a","b"];

...В Паскале Йенсен и Вирта строки представлялись как упакованные массивы символов; следовательно, они имели фиксированную длину и обычно дополнялись до этой длины пробелами.

В современном Паскале для работы со строками используется встроенный тип string , поддерживающий операции конкатенации (+) и сравнения (> < = <> >= <=). Строки сравниваются в лексикографическом порядке . Например, строки считаются равными если они имеют одинаковую длину и коды всех символов с одинаковыми индексами совпадают.

Тип string [n] или просто string в диалектах языка 1970-1990-х годов определялся в виде массива символов array of char (n по умолчанию принимало значение 80 в UCSD Pascal и 255 в Turbo/Borland Pascal), код нулевого символа при таком представлении служит для задания длины строки, соответственно строка могла иметь максимальный размер 255 символов. По умолчанию в Delphi и FreePascal качестве String используется тип AnsiString, память под который выделяется и освобождается компилятором динамически, а максимальный размер строки в текущих реализациях составляет 2 гигабайта. Кроме того, в Delphi и Free Pascal в качестве string может использоваться тип WideString, где применяется 16-битное представление символов в кодировке UCS-2 , при этом средства преобразования из однобайтовых строк в многобайтовые и обратно в стандартной библиотеке языка отсутствуют.

Новые типы могут быть определены из существующих:

X = Integer; y = x;

...Более того, из примитивных типов могут быть сконструированы составные:type { секция объявления типов }

A = Array of Integer; { определение массива } b = record { определение записи } x: Integer; y: Char; end; c = File of a; { определение файла }

Файловые типы в Паскале делятся на типизированные, текстовые и файлы без типов.

Как показано в вышеприведённом примере, типизированные файлы в Паскале - это последовательности однотипных элементов. Для каждого файла существует переменная-указатель на буфер, которая обозначается f^ . Процедуры get (для чтения) и put (для записи) перемещают указатель к следующему элементу. Чтение реализовано так, что read(f, x) представляет собою то же, что и get(f); x:=f^ . Соответственно, запись реализована так, что write(f, x) представляет собою то же, что и f^ := x; put(f) . Текстовые файлы text определены как расширение типа file of char и помимо стандартных операций над типизированными файлами (чтение, запись символа), позволяют осуществлять символьный ввод-вывод в файл всех типов данных аналогично консольному вводу-выводу.

Файлы без типов объявляются как переменные типа file . С ними можно проводить операции побайтового нетипизированного ввода-вывода по несколько блоков байт указанной длины через буфер, для этого служат специальные процедуры blockread и blockwrite (расширение UCSD).

Указатели

Паскаль поддерживает использование указателей (типизированные ^тип и нетипизированные pointer):type

A = ^b; b = record x: Integer; y: Char; z: a; end;

Pointer_to_b:a;

Здесь переменная pointer_to_b - указатель на тип данных b , являющийся записью. Тип типизированного указателя может быть задан перед объявлением типа, на который он ссылается. Это исключение к правилу, которое гласит, что любая вещь должная быть объявлена перед тем, как используется. Введение этого исключения позволило организовывать рекуррентные определения структур данных, в том числе такие, как линейные списки , стеки и очереди , включая указатель на запись в описании этой записи (см. также: нулевой указатель - nil).

Для типизированного указателя определена операция разыменования (её синтаксис: указатель^).

Чтобы создать новую запись и присвоить значение 10 и символ A полям a и b в ней, необходимы следующие операторы:new(pointer_to_b); { выделение памяти указателю }

pointer_to_b^.x:= 10; { разыменовывание указателя и обращение к полю записи }pointer_to_b^.y:= "A";pointer_to_b^.z:= nil;...dispose(pointer_to_b); { освобождение памяти из-под указателя }Для целей обращения к полям записей и объектов можно также использовать оператор with , как показано в примере:new(pointer_to_b);

with pointer_to_b^ dobegin

X:= 10; y:= "A"; z:= nil

end;...dispose(pointer_to_b);

Процедурный тип

В оригинальном языке Паскаль Йенсен и Вирта процедурный тип использовался только при описании формального параметра. Уже в TP существовал полноправный процедурный тип . В объявлении типа ставится заголовок процедуры либо функции (без имени), обобщённо описывающий интерфейс подпрограммы. Значение этого типа содержит указатель на подпрограмму с заголовком, соответствующую описанному в объявлении типа. С помощью идентификатора переменной может происходить вызов соответствующей процедуры или функции.type myfunc=function:string;

function func1:string;begin

Func1:="func N 1"

function func2:string;begin

Func2:="func N 2"

var fun:myfunc;begin

Fun:=@func1;writeln(fun) {происходит вызов функции func1}

end.

Операторы управления выполнением программы

Паскаль - язык структурного программирования , что означает, что программа состоит из выполняющихся последовательно отдельных стандартных операторов, в идеале - без использования команды GOTO .while a <> b do { цикл с предусловием }

Writeln("Ожидание");

if a > b then { условный оператор }

Writeln("Условие выполнилось")

else { else-секция - может отсутствовать}

Writeln("Условие не выполнилось");

for i:= 1 to 10 do { итерационный цикл }

Writeln("Итерация №", i:1);

repeat { цикл с постусловием }

A:= a + 1

case i of { условный оператор множественного выбора }

0: write("ноль"); 1: write("один"); 2: write("два") else write("неизвестное число") { else-секция - может отсутствовать}

end;В операторах while , for , if , case в качестве выполняемого оператора может использоваться блок . Такая конструкция, представляющая собой обычный оператор или блок, называется сложным оператором .

Для управления процессом компиляции в паскале существуют директивы компилятора. Они помещаются в комментарии и позволяют переключать режимы работы компилятора, например, включать и отключать проверку операций ввода-вывода, проверки переполнения:

Assign(inp,"text.txt"); {$I-} { отключение режима IO checking- генерации кода завершения программы в случае ошибки ввода-вывода } { (для случая, если файл не найден)} reset(inp); {$I+} { включение режима IO checking } if IOresult=0 then begin { проверяем значение переменой ioresult(<>0 в случае ошибки ввода-вывода) } ... close(inp); end else writeln("file not found")

Существуют директивы, аналогичные директивам препроцессора C/C++ ($ifdef , $define , $include), они обрабатываются компилятором в процессе компиляции.

Процедуры и функции

В Паскале подпрограммы делятся на процедуры и функции:

Синтаксически процедуры и функции состоят из заголовка (содержащего ключевое слово procedure или function , имени, за которым может следовать описание передаваемых параметров в скобках, тип возвращаемого значения через символ двоеточия для функций и точки с запятой), после заголовка следует тело , после которого ставится символ; .program mine(output);

procedure print(var j: integer);

Function next(k: integer): integer; begin next:= k + 1 end;

Writeln("Всего: ", j); j:= next(j)

I:= 1; while i <= 10 do print(i)

end.Тело процедуры, как и программы, в свою очередь может содержать описания процедур и функций. Таким образом, процедуры и функции могут быть вложены друг в друга как угодно глубоко, при этом тело программы - самое верхнее в цепочке.

Причём содержимое секций описания переменных, типов, констант, внешнего тела (процедуры, функции, программы), расположенных перед описанием процедуры/функции, доступны внутри неё. Также, в большинстве диалектов из процедуры можно обращаться к параметрам внешней процедуры.

Вслед за заголовком процедур/функций вместо тела может помещаться ключевое слово forward , это делается в том случае, если описание процедуры/функции располагается в программе после её вызова, и связано с поддерживаемой в Паскале возможностью компиляции программы за один проход.

Процедуры отличаются от функций тем, что функции возвращают какое-либо значение, а процедуры - нет.

Модули

До появления модулей в их современном виде некоторые реализации Паскаля поддерживали модульность за счёт механизма включения заголовочных файлов, похожего на механизм #include в языке Си: с помощью специальной директивы, оформляемой в виде псевдокомментария, например, {$INCLUDE "файл"} , содержимое указанного файла прямо включалось в текст программы в исходном, текстовом виде. Таким образом можно было разделить программный код на множество фрагментов, для удобства редактирования, но перед компиляцией они автоматически объединялись в один файл программы, который в итоге и обрабатывался компилятором. Такая реализация модульности примитивна и имеет множество очевидных недостатков, поэтому она была быстро заменена.

Современные реализации языка Паскаль (начиная с UCSD Pascal) поддерживают модули. Программные модули могут быть двух видов: модуль главной программы, который, как обычно, начинается с ключевого слова program и тело которого содержит код, запускаемый после загрузки программы в память, и вспомогательных модулей, содержащих типы, константы, переменные, процедуры и функции, предназначенные для использования в других модулях, в том числе в главном модуле.

Структура

Общая структура подключаемого модуля на Паскале выглядит следующим образом:unit UnitName1;interface

... ...

begin {может отсутствовать-используется, если необходимо поместить операторы инициализации}

...

end.Возможен также ещё один вариант:unit UnitName2;interface

... ... ... ...

end.В отличие от главной программы, файл модуля начинается с ключевого слова UNIT , за которым следует имя модуля и точка с запятой. Современные реализации, как правило, требуют, чтобы имя модуля совпадало с именем файла исходного кода, в котором этот модуль содержится. Модуль содержит три секции: интерфейсную секцию, секцию реализации и тело модуля.

Интерфейсная секция идёт первой, начинается с ключевого слова INTERFACE и заканчивается в том месте модуля, где начинается секция реализации или тело. В интерфейсной секции объявляются те объекты (типы, константы, переменные, процедуры и функции - для них помещаются заголовки), которые должны быть доступны извне модуля. При этом допускается частичное объявление типов: они могут объявляться без указания структуры, одним только именем. При использовании такого типа во внешней программе допускается объявление переменных и параметров этого типа, присваивание значений, но невозможно получить доступ к деталям его реализации. Процедуры и функции в интерфейсной секции объявляются в виде форвардов - заголовков с параметрами, но без тела. Состав интерфейсной секции модуля таков, что его достаточно для генерации кода, использующего данный модуль. Переменные, объявленные в интерфейсной секции, являются глобальными, то есть существуют в единственном экземпляре и доступны во всех частях программы, использующих данный модуль.

Секция реализации следует за интерфейсной и начинается с ключевого слова IMPLEMENTATION . В нём располагаются описания процедур и функций, объявленных в интерфейсной секции, а также описания типов, констант, переменных, процедур и функций, которые необходимы для реализации интерфейсных процедур и функций. Описание процедуры или функции, объявленной в интерфейсной секции, должно иметь в точности такой же заголовок, как в объявлении. В теле могут использоваться другие процедуры и функции данного модуля, объявленные как в интерфейсной части, так и в секции реализации. Переменные, объявленные в секции реализации, являются, по сути, глобальными (то есть существует только один экземпляр каждой такой переменной на всю программу), но доступны они только из процедур и функций, описанных в секции реализации данного модуля, а также из его тела. Если в интерфейсной секции есть сокращённые объявления типов, то эти типы должны быть полностью описаны в секции реализации.

Тело модуля начинается находящимся на верхнем уровне вложенности ключевым словом BEGIN . Тело содержит программный код, который выполняется один раз при загрузке модуля. Тело может применяться для инициализации, присваивания начальных значений переменным модуля, выделения ресурсов для его работы и так далее. Тело модуля может отсутствовать. В ряде реализаций Паскаля, например, в Delphi, вместо тела модуля могут применяться две секции (также необязательные) - INITIALIZATION и FINALIZATION . Они располагаются в конце модуля, после соответствующего ключевого слова. Первая - секция инициализации, - содержит код, который должен быть выполнен при загрузке модуля, вторая - секция финализации, - код, который будет выполнен при выгрузке модуля. Секция финализации может выполнять действия, обратные инициализации - удалять объекты из памяти, закрывать файлы, освобождать выделенные ресурсы.

Модуль заканчивается ключевым словом END с точкой.

Использование

Чтобы использовать модуль, главная программа или другой модуль должны импортировать данный модуль, то есть содержать объявление о его использовании. Это объявление делается с помощью инструкции подключения модулей, представляющей собой ключевое слово USES , за которым через запятую следуют имена модулей, которые требуется подключить. Инструкция подключения должна следовать непосредственно за заголовком программы, либо после ключевого слова INTERFACE , если подключение производится в модуле.

Модули, подключённые в интерфейсной секции, могут использоваться во всём модуле - и в секции реализации, и в теле. Но секция реализации может иметь собственную инструкцию подключения (она следует за ключевым словом IMPLEMENTATION), содержащую имена подключаемых модулей, которые отсутствуют в интерфейсной секции, но нужны для секции реализации. Одним из поводов использования отдельного списка подключения для раздела реализации является ситуация, когда два или более модуля используют друг друга. Чтобы не возникали циклические ссылки в объявлениях использования таких модулей, по крайней мере один из них должен подключать другой в секции реализации.

Любые объявленные в интерфейсных секциях модулей объекты можно использовать в программе там, где эти модули подключены. Имена импортированных из подключённых модулей объектов остаются теми же самыми, и их можно использовать непосредственно. Если два или более подключённых модуля имеют объекты, называемые одинаково, и компилятор не может их различить, то при попытке использования такого объекта будет выдана ошибка компиляции - неоднозначное задание имени. В этом случае программист должен применять квалификацию имени - указать имя в формате «<имя_модуля>.<имя_объекта>».

Проблемы могут возникнуть, если появляется необходимость использования в программе двух разных одноимённых модулей. Если модули доступны только в откомпилированном виде (то есть поменять их имена невозможно), оказывается невозможным их одновременный импорт. Стандартного решения такой коллизии на уровне языка не существует, но конкретные компиляторы могут предлагать те или иные способы её обхода, в частности, средства назначения псевдонимов импортируемым модулям и прямого указания, какой модуль из какого файла брать.

Компиляция и компоновка

Модули спроектированы в расчёте на обеспечение раздельной компиляции - компилятор не должен компилировать импортированные модули для того, чтобы откомпилировать модуль, который их использует. Однако, чтобы правильно компилировать модуль, компилятор должен иметь доступ к секции интерфейса всех используемых им модулей. Существует два разных, иногда совмещаемых подхода к организации такого доступа.

  • Модули компилируются в бинарные файлы специального формата (у каждого компилятора своего), в которых сохранена подробная информация об объектах, объявленных в интерфейсной секции, также может содержаться созданный при компиляции модуля объектный код. При компиляции любого модуля компилятор требует, чтобы все импортируемые модули были уже откомпилированы и доступны. В таком случае, при наличии правильно откомпилированных модулей, их исходные тексты на этапе компиляции не нужны.
  • Модули компилируются в обычные бинарные файлы и подключаются компоновщиком только на этапе сборки конечного исполняемого файла программы. Для обработки обращений к подключаемым модулям компилятор обрабатывает непосредственно текст этих модулей на исходном языке, но использует при этом только интерфейсную секцию модуля. Если библиотечный модуль поставляется в откомпилированном виде (без полных исходных текстов), то вместе с бинарным файлом идёт урезанный файл исходного кода модуля, содержащий только интерфейсную секцию. Компилятору этого достаточно, чтобы правильно обрабатывать обращения из использующих модулей, а на этапе сборки программы компоновщик просто включает в программу бинарный файл.

Для нормальной работы модуля может потребоваться выполнить некоторые действия до начала его использования: инициализировать переменные, открыть нужные файлы, выделить память или другие ресурсы. Всё это может быть сделано в теле модуля, либо в секции инициализации. Действия, обратные инициализации, делаются в секции финализации.

Больше, применяемых сегодня, никаких языков программирования период 60-х годов не принес, зато, как только он перешел на период 70-х годов сразу же в 1970-м году был разработан Паскаль, тот самый, который и сегодня изучается в школьной программе Информатики и на котором объясняется консольное программирование.

Язык Паскаль был создан Никлаусом Виртом в 1968-1969 годах после его участия в работе комитета разработки стандарта языка Алгол-68. Язык назван в честь французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля, который создал первую в мире механическую машину, складывающую два числа. Первая публикация Вирта о языке датирована 1970 годом, представляя язык, автор указывал в качестве цели его создания - построение небольшого и эффективного языка, способствующего хорошему стилю программирования, использующему структурное программирование и структурированные данные. Последующая работа Вирта была направлена на создание на основе Паскаля языка системного программирования, с сохранением возможности вести на его базе систематический, целостный курс обучения профессиональному программированию. Результат этой работы - язык Модула-2. Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Вирта, язык должен способствовать дисциплинированному программированию, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис автор постарался сделать интуитивно понятным даже при первом знакомстве с языком.

Тем не менее, первоначально язык имел ряд ограничений: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п. Подробный разбор недостатков языка Паскаль того времени был выполнен Брайаном Керниганом в статье «Почему Паскаль не является моим любимым языком программирования» (эта статья вышла в начале 1980-х, когда уже существовал язык Модула-2, потомок Паскаля, избавленный от большинства его пороков, а также более развитые диалекты Паскаля). Некоторые недостатки Паскаля были исправлены в ISO-стандарте 1982 года, в частности, в языке появились открытые массивы, давшие возможность использовать одни и те же процедуры для обработки одномерных массивов различных размеров. Однако многие недостатки языка не проявляются или даже становятся достоинствами при обучении программированию. Кроме того, по сравнению с основным языком программирования в академической среде 1970-х (которым был Фортран, обладавший гораздо более существенными недостатками), Паскаль представлял собой значительный шаг вперёд. К 1980-м годам Паскаль стал основой для многочисленных учебных программ, в отдельных случаях на его основе были созданы специализированные обучающие языки программирования, так, в начале 1980-х годов в СССР для обучения школьников основам информатики и вычислительной техники Андрей Ершов разработал алголо-паскалеподобный «учебный алгоритмический язык».

Наиболее известной реализацией Паскаля, обеспечившей широкое распространение и развитие языка, является Turbo Pascal фирмы Borland, выросшая затем в объектный Паскаль для DOS (начиная с версии 5.5) и Windows и далее в Delphi, в которой были внедрены значительные расширения языка.

Диалекты Паскаля, применяемые в Turbo Pascal для DOS и Delphi для Windows, стали популярны из-за отсутствия других успешных коммерческих реализаций.

Язык Pascal (Паскаль ), изобретенный в начале 70-х годов 20-го века Н. Виртом и названный в честь французского математика и философа Блеза Паскаля, является одним из наиболее распространенных языков программиро-

вания. От других языков он выгодно отличается возможностью более ясно и логично записывать программы.

Программа на языке Паскаль состоит из двух частей: описание действий,

которые должны быть выполнены и описание данных, над которыми они вы-

полняются. В тексте программы описание данных предшествует описанию дей-

ствий. В этом выражается общее правило языка – каждый встречающийся в программе объект должен быть предварительно описан.

Описание данных состоит из описания переменных. Операторами называ-

ются действия над данными. В общем виде любая Паскаль – программа имеет вид:

заголовок программы

раздел описания переменных

раздел операторов

Заголовок программы имеет вид:

program имя программы;

Здесь слово "program " – это так называемое ключевое (или служебное или еще говорят зарезервированное) слово. Оно должно записываться именно

так (без кавычек), а не иначе. Допускается использовать как строчные, так и прописные буквы. Записи PROGRAM, Program, ProgRam – разрешены и означают одно и то же.

Так начинаются все программы, написанные на языке Паскаль. Здесь нече-

го понимать, просто так принято разработчиком языка.

В принципе допускается не использовать заголовок program , но лучше все-таки начинать программу именно с заголовка!

Имя программы – это любая последовательность букв, цифр и некоторых знаков. Такие последовательности называются идентификаторами .

Идентификатор состоит из 1-127 символов – букв, цифр или знаков подчѐрки-

вания, при этом первым должна быть буква или знак подчѐркивания. Иденти-

фикатор не должен совпадать ни с одним из ключевых слов. В идентификаторе не должно быть (. ) – точки, (, ) – запятой, самих скобок () , а также пробелов и знаков операций.

Примеры правильных идентификаторов:

Select_screen_color

Примеры неправильных идентификаторов:

3х начинается с цифры

Sum.ma внутри идентификатора есть точка

VOL VO есть пробел

2.1.1 Переменные. Стандартные типы.

Каждая переменная имеет имя и тип. Имя переменной – это произвольный идентификатор. В дальнейшем будем говорить "переменная х ", вместо "пере-

менная с именем х ".

2.1 Основные элементы языка

____________________________________________________________________

Тип переменной определяет множество еѐ возможных значений, набор до-

пустимых операций над переменной и размер занимаемой памяти.

В Паскале существуют следующие стандартные типы переменных: integer (целый), real (вещественный), boolean (логический), char

(символьный), string (строковый).

Значениями переменных целого типа являются целые (и только!) числа.

Примеры целых чисел:

Операции над целыми числами таковы:

+ (сложение), - (вычитание), * (умножение), div (деление нацело), mod

(остаток от деления двух целых чисел).

Значениями переменных вещественного типа являются вещественные чис-

ла. Определены следующие операции над вещественными числами:

+ (сложение), - (вычитание), * (умножение), / (деление).

Запись вещественных чисел похожа на общепринятую, только вместо за-

пятой используется точка и вместо степени 10 используется буква Е .

Значениями переменных логического типа является true (истина), false

(ложь). Определены операции: not (не), and (и), or (или), xor (исключающее или).

Глава 2 Введение в язык программирования Pascal

____________________________________________________________________

Значения переменных символьного типа – одиночные символы. Для пред-

ставления символов в памяти компьютера используются специальные таблицы кодирования, о которых речь пойдет позже.

Значения переменных строкового типа – цепочка символов. При записи констант символьного и строкового типа используют одиночные кавычки.

Пример .

"А" - это символ А

"Это цепочка символов"

2.1.2 Операции отношения

Существуют следующие операции отношения:

Равно, <> не равно, < меньше, > больше, <= меньше или равно,

>= больше или равно.

Результатом этих операций являются логические значения true или false.

2.1.3 Раздел описаний переменных

Этот раздел имеет вид:

var описание 1; описание 2; …; описание n;

var – ключевое слово (от английского variable – переменная)

описание имеет вид:

переменная 1, переменная 2, …, переменная m: тип;

переменная 1, переменная 2, …, переменная к: тип;

…………………………………………………………

переменная 1, переменная 2, …, переменная s: тип;

Разное