В русском языке под понятием технология подразумевают. Что такое технологии? Понятие, примеры, области применения. История развития технологий

Деятельность отдельных людей и организаций сейчас все в большей степени зависит от имеющихся у них знаний, одного из самых ценных ресурсов современного общества, и способности их эффективно использовать. Однако средства, предназначенные для представления знаний, еще достаточно несовершенны и часто заставляют людей вновь и вновь искать решения одних и тех же задач.

Для оптимизации поиска необходимой информации в наши дни создаются всевозможные онлайновые сервисы. Так, на базе Wiki-технологии в 2001 году Уэйлс и Сэнгер открыли сайт «Википедия». Википедия - многоязычная, общедоступная, свободно распространяемая энциклопедия, публикуемая в Интернете. Эта «общественная» энциклопедия является ярким примером стремительного роста и накопления знаний в распределенной среде Интернет. Она создается коллективным трудом добровольных авторов, использующих технологию Wiki.

До Википедии в Интернете было придумано много способов группового общения: чат, веб-форум, блог. Эти технологии разрешают обмениваться сведениями и каким-то образом их упорядочивать, но ни одна из них не позволяет создать полноценный, динамически обновляемый сайт. Сейчас в Википедии существует 253 языковых раздела.

Украинская часть Википедии в настоящее время составляет свыше 70 тысяч статей, а русская - свыше 250 тысяч. Темпы их роста одни из самых высоких (по 1000 статей в месяц). Очевидно, что не все украино- и русскоязычные пользователи Интернета знают о Википедии, но если учесть, как среди этих пользователей много ученых и студентов, можно ожидать значительного роста темпа заполнения этих ресурсов.

За время своего развития проект Википедии, несмотря на опасения, связанные с непрофессиональностью авторов, возможным вандализмом, спонтанностью создания отдельных статей, позволил создать достаточно качественный продукт - полную и объективную, свободно доступную всем многоязычную энциклопедию. Успех Википедии продемонстрировал, что пользователи Интернета нуждаются в достоверной энциклопедической информации. Поэтому проект сетевой энциклопедии уже сегодня является серьезным источником справочной информации, знаний, обладающий, в отличие от традиционных источников, замечательной особенностью - оперативностью.

Успех Википедии вызвал к жизни большое разнообразие других необходимых проектов, которые работают на похожих принципах и служат для создания других видов образовательных и справочных изданий.

Технология Wiki и ее основные характеристики

Wiki - это технология построения веб-сайта, позволяющая пользователям самим через веб-интерфейс активно включиться в процесс редактировании его контента - исправления ошибок, добавления новых материалов. Wiki-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания HTML. Термином Wiki называется также ПО, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

Информация, представленная в Wiki, имеет нелинейную навигационную структуру. Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы. Первая вики, WikiWikiWeb, была разработана в 1994 году и в 1995-м впервые появилась в Интернете. Первым Wiki-сайтом стало «Портлендское хранилище образцов», созданное Уордом Каннингемом (Ward Cunningham), где собирались фрагменты программного кода. Крупнейший и известнейший Wiki-сайт - Википедия. Сегодня технология Wiki применяется для создания справочников, баз знаний, разработки документации. Современные Wiki-движки позволяют работать не только с текстами, но и с электронными таблицами, календарями, галереями изображений, файлами и т. д. По Wiki-принципу можно строить и картографические сервисы. Появились разработки Wiki-приложений для корпоративной среды (например, Confluence, Jot, Near-Time).

Wiki призвана решить простую и естественную задачу - дать возможность каждому посетителю участвовать в разработке контента. Участвовать не только в качестве комментатора, но и в качестве полноценного автора и редактора - наравне с администрацией и штатными сотрудниками проекта. Для этого необходимо две вещи: во-первых, у пользователя должна быть техническая возможность внесения изменений в страницы сайта, а во-вторых - этот процесс не должен требовать специальных знаний и навыков.

Технология Wiki позволяет аккумулировать знания человечества, представляя их в электронной интероперабельной форме, обеспечить навигацию по этой базе знаний и средства ее актуализации. При этом использовать Wiki могут сообщества различного объема и тематической направленности, создавая базы знаний от глобальных Википедий и электронных энциклопедий крупных корпораций до легко обновляемых справочных систем небольших организаций, предприятий и учебных заведений. Wiki - это достаточно сложная система для сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются:

— обеспечивается поддержка многопользовательской работы;

имеется возможность многократного редактирования любого текста с помощью самой Wiki-среды (веб-сайта);

— появление изменений сразу же после их внесения;

— каждая статья Wiki имеет собственное уникальное имя;

— язык данной разметки достаточно прост и не требует специальных знаний;

— существует возможность возвратиться к предшествующей версии.

По сравнению с CMS (Content Management Systems) технология Wiki имеет следующие отличия:

— Название статьи одновременно является гиперссылкой для внешних систем.

— Статьи создаются и редактируются практически в любое время любым пользователем.

— Статьи, доступные для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.

— Каждая статья предоставляет доступ к просмотру и редактированию хронологии/версий страницы, которая поддерживает поиск существующих расхождений.

— Каждая статья предоставляет пользователю доступ к странице обсуждения этой статьи.

Wiki предполагает более широкие права пользователей при редактировании контента, отсутствие иерархии и более свободный доступ к информации. Кроме того, страницы, создаваемые в технологии Wiki, обеспечивают интероперабельность и повторное использование знаний.

Движки Wiki

Движки Wiki - ПО, применяемое для создания Wiki-сайтов. Wiki-движок - набор программ, служащий для преобразования Wiki-разметки в удобочитаемое представление на языке HTML.

MediaWiki - программный механизм для создания веб-сайтов, работающих по технологии Wiki, разработанный специально для Википедии немецким студентом М.Манске. Это один из самых мощных Wiki-движков, написанный специально для Википедии и использующийся во многих других проектах фонда Викимедиа. MediaWiki написан на PHP и употребляет в своей работе реляционную базу данных (можно использовать MySQL, PostgreSQL); поддерживает программы memcached и Squid.

MediaWiki предоставляет интерфейс работы с базой страниц, разграничение прав доступа к администрированию системы, а также следующие возможности:

— обрабатывать текст как в собственном формате, так и в форматах HTML и TeX (для формул)

— загружать изображения или другие файлы и пр.

Гибкая система расширений позволяет пользователям добавлять собственные возможности и программные интерфейсы. Сейчас продолжают разрабатываться сле-дующие версии MediaWiki. Например, среди новых возможностей, присутствующих в экспериментальной версии MediaWiki, - поддержка PostgreSQL и система утверждения законченных и про-веренных статей. В версии 1.7.0 убрана поддержка Oracle из-за отсутствия движения в разработке этого направления.

Существует много Wiki-движков, имеющих свои особенности и достоинства. В таблице на с. 59 представлен обзор современных Wiki-движков. Выбор Wiki-движка зависит от того, какой требуется набор функций и возможностей (контроль версий, ограничения доступа, RSS-ленты с информацией об изменении страниц, подписка на изменения конкретных страниц и т. д.), на какой платформе он будет базироваться и как все это будет работать и т. д. Прежде всего, надо определить, что будет использоваться: Wiki на собственном сервере или же Wiki-сервис, предоставляемый внешней организацией. Для созданий онлайн-энциклопедий многие рекомендуют именно MediaWiki. Для формирования баз знаний часто употребляют WackoWiki, Confluence и NPJ. Для персонального использования применяются WikidPad или deskDo. Использовать Wiki-технологии при отсутствии Интернета позволяют TiddlyWiki и deskDo.

Методика создания статей для Википедии

Существует теория «90-9-1», которая оценивает процентное соотношение пользователей Wiki, разделяя их на три группы: 1) читателей - 90 %; 2) тех, кто изредка вносит какой-то вклад, 9 % и 3) тех, кто активно работает над наполнением контента Wiki - всего 1%. Большую часть работы выполняет именно 1% пользователей, но и остальным полезно знать, как они могут присоединиться к этой группе.

Открытость технологии не привела, как опасались многие, к уничтожению и порче материалов: в Wiki сохраняются все изменения, произошедшие со всеми статьями с момента их создания, поэтому в любое время можно сравнить разные версии одной и той же статьи, откорректировать страницу снова или просто вернуться к старой версии. Таким образом, исправить нанесенный ущерб проще, чем его нанести. Кроме того, у администраторов всегда есть возможность заблокировать изменения отдельных страниц (в частности, наиболее спорных).

Страницы Wiki-сайта представляют собой статьи, содержимое которых - это обычный текст, где можно использовать теги HTML или особую Wiki-разметку, более удобную для текстовых документов, чем HTML. Воспользовавшись ссылкой или кнопкой, любой посетитель Wiki-сайта может отредактировать и сохранить измененный вариант текста любой существующей страницы или создать новую. Процедура публикации текста в Википедии сведена к двум кнопкам - «Редактировать» и «Сохранить».

Правила создания статей Википедии, направленные на создание качественных текстов, достаточно просты, но необходимо выполнять несколько условий:

2. При написании какой-либо статьи следует стремиться к нейтральному изложению и отражать все известные точки зрения.

3. Необходимо указывать источники сведений для подтверждения достоверности информации.

Есть два рода статей, не соответствующих политике нейтральности: статьи, явно конфликтующие с требованиями нейтральности и статьи, описывающие не все мнения или недостаточно подробные. В первом случае статья должна быть помечена как пристрастная ({{POV}}). Ненейтральная часть информации такой статьи подлежит исправлению или удалению. Во втором случае статью следует лишь считать незавершенной, какими бы беспристрастными и подробными ни были уже имеющиеся в ней сведения.

Определенная часть статей в Википедии представляет собой созданные автоматически «заготовки». В Википедии существует три вида ссылок - на существующие статьи, на еще ненаписанные статьи и на внешние веб-ресурсы. Для того чтобы создать гиперссылку на статью, достаточно просто при внесении Wiki-разметки заключить название статьи, на которую требуется сослаться, в двойные квадратные скобки - [[Название статьи]]. Если статьи, на которую указывает ссылка, не существует, то ссылка таки создастся, но ее текст будет красного цвета, а не обычного синего. Активизировав эту ссылку, можно перейти к шаблону статьи и написать ее, фактически откорректировав шаблон.

Когда любой автор отмечает в тексте термин или выражение как ссылку на несуществующую статью, в Википедии автоматически генерируется новая статья-шаблон, содержащая текст: «Статья еще не написана, можете ее написать». Авторы, заходящие по этой ссылке, расширяют содержание «пустышки».

Почти любую страницу Wiki-сайта можно отредактировать. Для того чтобы внести правки в статью, необходимо:

— внести желаемые правки в текст статьи;

— с целью контроля просмотреть перечень внесенных правок (кнопка «Внесенные правки»);

— убедиться в корректности правок, просмотрев предварительно текст статьи (кнопка «Предварительный просмотр»);

— заполнить поле «Кратко опишите суть вашей правки» и нажать кнопку «Записать страницу».

Поиск в Википедии

Сегодня существует много национальных Википедий и проектов. Осуществить поиск в этом множестве информационных ресурсов вручную достаточно трудоемко. Qwika - это поисковая машина, ориентированная на обработку Wiki-сайтов. Ее задача - охватить все крупные Википедии на всех достаточно распространенных языках, перевести их и обеспечить быстрый поиск. На сегодняшний день система индексирует следующие ресурсы:

— Англоязычная Википедия и все области имен в ее составе (Чат, Изображение, Пользователь и т. д.).

— Англоязычные Википедии (машинный перевод популярных Википедий на других языках).

— Википедии на других языках.

— Туристический проект WikiTravel.

— Кешированные версии всех страниц на языке как оригинала, так и машинного перевода.l

Гладун Анатолий, старший научный сотрудник, кандидат технических наук Международного научно-учебного


центра информационных технологий


и систем НАНУ;


Рогушина Юлия, старший научный


сотрудник, кандидат физико-математических наук Института программных систем НАНУ

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XXв. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое технология?

Когда в 1993 г. в расписании российских школ вместо привычного предмета «труд» появился предмет «технология», многие директора школ и учителя открывали словари и энциклопедии и попытались разобраться, что за очередное нововведение свалилось на их голову.

В конце XX в. в обществе, провозгласившем себя технологическим, сколько-нибудь, согласованной точки зрения на технологию и технологическое образование не было. Было только общее понимание того, что изучать технологию надо. Этот предмет стал появляться в школах Англии, Франции, США, Израиля и многих других стран. Как же объяснить школьникам, что же они будут изучать на уроках технологии.

Вот как попытался выйти из положения наш коллега из США, доктор Кендел Н. Старквезер, исполнительный директор Международной ассоциации технологического образования, в своей статье «Скажи мне, что такое технология»

О’кей! Вы готовитесь к первому дню занятий в школе. Скоро перед вами появятся учащиеся, и вы должны будете объяснить им, что такое технология. Так что же это такое? Вы почти в панике, вы знаете так много определений этого понятия, что не знаете, какое из них выбрать. Что вам делать?

Чтобы начать дискуссию, спросите о технологии самих учащихся. Каждый постарается высказать своё мнение. Наверняка одни скажут: “Это компьютеры!” Благодаря информационной революции в течение последних лет понятие «технология» кардинально изменилось в сознании многих людей, но вы знаете, что это не только компьютеры . Это еще и образовательная или учебная технология. Компьютеры – лишь инструмент, оборудование, и вы учите не только компьютерной технологии, потому что у вас есть кабинет технологического образования. Вы преподаёте предмет школьной программы и планируете рассказывать детям о технологии , а не только использовать её при обучении.

Другие школьники скажут: “Это наука!” И в этом есть правда. Это может помочь. Теперь вы должны объяснить разницу между наукой и технологией, которые изучают в школе. Дети скажут:”Наука – это изучение естественного мира, а технология изучает искусственный, созданный человеком мир!” Это хорошее начало.

Учащиеся верно поняли, что различие между наукой и технологией лежит именно в понятии человеческой деятельности. Наука – это что-то о явлениях, теоремах, а технология – о том, как люди используют инструменты, машины, материалы, процессы и так далее.

Однако вы до сих пор еще не объяснили, что такое технология, и что вы будете делать, изучая её. Чтобы разобраться в этом, вы можете подкинуть идею о том, что технология подобна воде. Она динамична и может принимать любую форму. Она бывает прекрасной и уродливой, стабильной и изменяющейся. Она приносит блага и несчастья. Она может быть управляемой и необузданной. Мы используем её на работе и во время отдыха. Она вызывает чувство удовольствия или досады. Она вездесуща и связана тысячами нитей с повседневной жизнью. Наше мнение о ней зависит от того, как мы её используем и как она воздействует на нас. Но один факт совершенно очевиден и для технологии, и для воды: мы не можем без них обойтись.

Если учесть лишь одно это, становится понятно, почему технология приходит в наши школы как важнейший предмет. И вы будете работать вместе со школьниками, чтобы лучше её понять, научиться находить решения, работать и жить в технологическом мире.

Удачи вам в новом учебном году!

США, 1998г.

Согласно “Новой Британской энциклопедии”, термин «технология», впервые появившийся в английском языке в XVII в., касался только прикладных искусств (ремёсел). В начале XX в. понятие «технология» относилось уже не только к машинам и инструментам, но и к другим, не связанным с ними процессам. В середине XX в. этот термин стал обозначать «способы или деятельность, с помощью которых человек стремиться преобразовать окружающий мир или манипулировать им». Но это широкое определение подверглось критике, так как было трудно различить понятия «научное исследование» и «технологическая деятельность».

Что же понимается под технологией в наши дни? “Толковый словарь русского языка” под редакцией Д.Н. Ушакова содержит следующее определение: “Технология (от греч. techne – «искусство» и logos – «учение») – это совокупность наук и сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие… Совокупность процессов такой переработки».

Утверждённая Министерством образования Российской Федерации программа курса «Технология» (научные руководители Ю.Л. Хотунец и В.Д. Симоненко) определяют этот предмет так: “…наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека”.

Уже упомянутая “Новая Британская энциклопедия” определяет технологию как «систематическое изучение способов создания и изготовления вещей».

Все приведенные определения раскрывают различные стороны сложного понятия «технология».

Основой для изучения технологии в школе служит следующее определение:

Технология – это преобразующая человеческая деятельность, направленная

на удовлетворение нужд и потребностей людей, решение их проблем.

Она включает процессы преобразования вещества, энергии и информации, опирается на знания и оказывает влияние на природу и общество, создаёт новый рукотворный мир. Результатом технологической деятельности являются продукты, соответствующие определенным характеристикам, заранее заданным на стадии проектирования. Технология как наука изучает эту человеческую деятельность.

В повседневном обиходе под технологией понимают чисто техническую науку. Надо отметить, что такое представление объяснимо исторически (впервые понятие «технология» появилось в XIX в. и связывалось именно с промышленным производством, которое было преимущественно машинным). Современное содержание понятия «технология» многообразнее. Наряду с традиционным словосочетанием «технология промышленного производства» во второй половине XX в. появились термины «информационная технология», «технология мышления» и даже «технология творчества». Более того, содержательная часть понятия «технология» распространилась и на сферу производства услуг (искусство, литературу и т.д.).

Термин «технология» образован из греческих слов «techne» и «logos» (techne - мастерство, искусство; logos - наука, учение). В дословном переводе технология - наука (учение) о мастерстве, искусстве.

Мастерство, пожалуй, самое важное свойство человека. Именно им человек отличается и выделяется из совокупности остальных биологических существ. На уровень мастерства человек поднимается постепенно, проходя этапы усвоения знаний, приобретения навыков, умений и, наконец, достигая мастерства.

Поскольку мастерство нематериально, то само по себе оно не может видоизменить материальный объект, например, предмет труда (сырье). Мастерство обеспечивает процесс переработки исходного сырья в готовую продукцию только в совокупности с трудовой деятельностью. Однако именно от уровня мастерства в


конечном счете зависит величина трудозатрат в процессе производства продукции. Даже из повседневных представлений для человека ясно, что чем больше мастерства, тем меньше затраты труда на производство продукции. В обеспечении снижения трудозатрат и заключается цель изучения и экономическая роль мастерства.

Мастерство связывает воедино природные процессы с трудовыми, формируя, таким образом, целостный процесс переработки сырья в продукт, при этом технология является узловым интегрирующим звеном данного процесса переработки, его сутью.

Технология интегрирует в себе знания из многих областей и не может быть сведена ни к физике, ни к химии, ни к любой другой науке о естественных процессах, так как ее предмет - мастерство использования естественных процессов в искусственных условиях производства.

Обобщив вышеизложенное, можно сформулировать следующее краткое определение: технология - наука о мастерстве в процессах создания благ.

Роль технологии (мастерства) в жизни общества состоит в следующем:

Прикладное использование багажа знаний общества. Без технологии знание остается «мертвым», не находит применения;

Средство, создающее надприродные блага, которые формируют условия для существования человеческого общества;

Предопределение условий использования труда, сбережение его затрат и как следствие - создание благополучия и материального богатства;

Человек, коллектив или государство, лишенные необходимых для их функционирования технологий, лишаются самостоятельности и независимости, поскольку не способны воспроизводить условия для собственного существования.

Таким образом, технология в прикладном смысле представляет собой реализованные (материализованные) представления о закономерностях изготовления конкретных видов материальных и нематериальных благ. Только тогда, когда человек владеет технологией, появляется возможность многократного воспроизведения процесса изготовления продукции с определенными потребительскими свойствами по заранее известному алгоритму.

Поскольку объективные законы окружающего мира являются основой (фундаментом) технологии, последняя может воспроизводиться и повторяться сколь угодно многократно.

Технология как наука изучает:

Сущность (содержание) процессов производства разнооб
разных товаров и услуг;


Взаимные внутренние связи между мастерством и трудозатратами на изготовление продукта;

Закономерности развития процессов производства товаров и услуг на базе достигнутого уровня знаний человека об окружающем его мире.

Наиболее распространена классификация технологий (процессов создания различных благ) по виду полученного блага или результата. Согласно ей технологии делятся на материальные (создающие материальные продукты) и нематериальные, или социальные (создающие нематериальные блага). К числу нематериальных относятся технологии образования, науки, здравоохранения, культуры, литературы, искусства и т.д.

Преобладающее большинство материальных технологий являются машинными, т.е. совокупность технологических действий над сырьем осуществляется в основном машинами, аппаратами, техническими устройствами и приспособлениями. В социальных технологиях тоже используются технические средства, но они непосредственно не создают результат, имеют второстепенное значение. Например, результат работы учителя не будет принципиально зависеть от того, из какого материала сделана парта, за которой сидят ученики, или доска, на которой пишет учитель. Следовательно, при достижении конечного результата в материальных технологиях велика роль машин, а в нематериальных - людей, их профессиональных качеств.

Нужно отметить, что производственный процесс изучается с разных сторон: технологическая деятельность изучается технологией, экономическая - экономикой. Хотя предметы изучения технологии и экономики различны, оба научных направления преследуют одну цель: при наименьших затратах обеспечить наибольший выпуск товаров. Единство цели объясняется объективным единством и неделимостью производственного процесса.

Необходимо добавить, что технология и экономика производства едины и с содержательной стороны. Дело в том, что понятие «технология» в настоящее время включает не только процесс получения материального продукта, но и любые целенаправленные действия, приводящие к удовлетворению некоторой потребности (вспомним термины «технология управления», «технология образования»).

Таким образом, технология является стержнем, основой, связывающей воедино естественные, технические и экономические науки. Технология - это наиболее важный элемент, от состояния которого зависит развитие производства и общества.

Побудительный мотив развития технологии - преобладание потребностей общества над возможностью их удовлетворения существующими средствами производства.


Источник развития технологии - достижения техноди-намики, науки, которая постигает закономерности технологического развития.

В контексте определения технологии как элемента производства важно разделить понятия «технология» и «техника». К сожалению, достаточно часто эти термины считаются тождественными по содержанию.

Техника на производстве представлена оборудованием - различными машинами, аппаратами, устройствами. Очевидно, что технические устройства используются для осуществления тех или иных технологических действий по производству того или иного продукта, но техника - это не сама технология, так как технологический процесс производства можно реализовать и без использования техники (например, в случае ремесленного, кустарного производства).

В современном промышленном производстве технические устройства вместе с людьми воплощают технологию в виде последовательных и заранее определенных действий по превращению исходного сырья в готовую продукцию. Таким образом, техника является только одним из средств осуществления технологии. Изменения в техническом устройстве (в структуре и взаимосвязи его элементов) необязательно вызывают изменение технологии производства продукции с помощью этого устройства. В то же время изменения в способе воздействия на исходное сырье, т.е. в технологии, неизбежно приводят к изменению технического устройства, реализующего эту технологию.

Поэтому технология как функциональный элемент материального производства первична по отношению к технике, которая лишь осуществляет те действия в процессе производства продукции, которые предопределены заранее технологией производства.

Чтобы изготовить любой товар, необходимы информация о сырье и средствах производства (область технических наук - материаловедение, теория машин и механизмов, сопротивление материалов и др.), соответствующая организация производства, его снабжение, контроль, анализ и т.д. (область экономических наук). Кроме того, всякое производство основано на трудовой деятельности людей. Следовательно, необходимы знания о трудовом процессе, а самое главное - о том, как вызвать интерес человека к активному труду (область общественных наук). При производстве духовных благ дополнительно нужны сведения из области гуманитарных наук. Таким образом, оказывается охваченной практически вся сфера современного научного знания. И это закономерно, так как основой существования общества яв-


ляется производство. Поэтому и все знания, которые человек получает за свою жизнь, он с той или иной степенью мастерства использует в будущей профессиональной деятельности. Различные виды профессиональной деятельности человека, по сути, сводятся к роли исполнителя той или иной технологии.

Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что процесс изготовления любого продукта основан на использовании естественных (природных) процессов, протекающих по своим законам. Человек с помощью науки познает эти объективные процессы и использует их в искусственно созданных условиях производства. Поэтому результативность технологического процесса он может повысить лишь в тех рамках, которые допускают природа, ее законы, а не путем собственного, субъективного волевого решения.

Вместе с тем технология является источником неограниченного развития производства и общества. Именно технологическое развитие производства обеспечило нынешние достижения человеческого общества. Оно и в дальнейшем останется определяющим звеном развития мировой цивилизации.

Контрольные вопросы

1. Опишите назначение производственной системы.

2. Какие элементы входят в состав производственной системы? Как они взаимосвязаны друг с другом?

3. При каких условиях в производственной системе возможно осуществление производственного процесса?

4. Тождественны ли понятия производственной системы и производственного процесса?

5. Почему сырье не является частью производственной системы?

6. Возможно ли в рамках производственного процесса произвольное изменение действий исполнителей? Почему? Если невозможно, то чем эти действия предопределены?

7. Какие функциональные элементы составляют любой производственный процесс? Каково их назначение?

8. На каком основании молено утверждать, что технология является основным звеном производственного процесса?

9. Каковы сходство и различие между технологией производства и экономикой производства?

10. Что является объектом, изучаемым технологией как наукой?

11. С какими науками технология имеет непосредственные связи?

12. Каково современное понимание технологии?

13. Какие свойства и черты постоянны для всех видов технологий?

14. Назовите характерные признаки материальной технологии.

15. Перечислите характерные признаки социальной (нематери
альной) технологии.

Ученые разделяют технологии на виды:

· Практическая технология– это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д.

· Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительских стоимостей.Предмет ее изучения: процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей.

· Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека.

Многообразия в современном обществе практических технологий привело к необходимости производить их классификацию. Общность технологий по различным принципам позволяет упростить экономическую оценку вероятных инноваций. Наиболее распространенные классификации технологий были сделаны Джоанн Вудворд и Джеймсоном Томпсоном.

Классификация технологий по Вудворд (Джоанн Вудворд – британская исследовательница в области управления):

1. Единичное мелкосерийное или индивидуальное производство, т.е., когда одновременно изготавливается только одно или малые серии изделий. К данным технологиям можно отнести производство больших самолетов, кораблей, высокопроизводительных вычислительных машин, оборудование для космической и атомной промышленности, а также индивидуальные заказы (специальные автомобили, одежда, парфюмерия и т.д.)

2. Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу. Характеризуются механизацией и использованием стандартных деталей и конвейеров. Это, прежде всего, продукты повседневного использования, такие как: одежда, продукты питания, электроника, автомобили и т.д.

3. Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинаковых по характеристикам продуктов в больших объемах. Такими технологиями пользуется энергетика, нефтехимическая промышленность, пищевая промышленность и т.д.

Недостатком классификации Дж. Вудворд является полное отсутствие сферы услуг. Классификация технологий по Томпсону учитывает этот недостаток. Джеймс Томпсон был социологом и теоретиком организации, выделил следующее деление технологий:

1. Многозвенная технология характеризуется серией взаимозависимых задач. К ним относятся все сборочные линии массового производства.

2. Посредническая технология. Характеризуется встречами групп людей, таких как клиенты или покупатели, которые являются или хотят быть взаимозависимыми. Большинство организаций сферы услуг используют именно такую технологию.

3. Интенсивные технологии. Характеризуются применением специальных приемов, навыков или услуг для производства определенных изменений в конкретном материале. Большинство предприятий, занимающихся переработкой ресурсов, такие как горнообогатительные комбинаты, а также ремонтные мастерские применяют интенсивные технологии.

Необходимо отметить, что роль человека при производстве продукции различна, поэтому наиболее простым способом классификации технологии по вовлечению труда человека можно разделить на:

Ручные (полностью труд человека);

Механизированные (механизация тяжелого физического труда)

Автоматизированные (частичное участие человека, чаще всего для манипулирования техникой);

Автоматические (без какого либо участия человека во время производства).

Технологии являются важными составляющими современной цивилизации. Что это такое, понимает почти каждый. Но грамотно сформулировать свои знания, как ни странно, людям довольно сложно. Возможно это потому, что мало кто знаком с точным определением.

Что такое технологии?

Технология - это комплекс инженерных и научных знаний, что были воплощены в средствах и способах труда, наборов материально-вещественных компонентов производства, а также виды их сочетаний, которые создаются, чтобы получить определённый продукт или услугу. Также можно встретить использование данного термина, как совокупности способов переработки сырья и материалов, изготовление изделий и все процессы, которые сопровождают данные виды работ. Наиболее популярным на данный момент является словосочетание «высокие технологии». Оно используется для обозначения выполнения сложного вида работ, в конечном результате которых можно будет получить удивительный результат, который базируется на окружающем нас микромире.

Какие требования выдвигают к современным технологиям?

Со времени своего появления сотни тысяч лет назад они значительно усовершенствовались. Ранее технологии представляли собой примитивный набор действий, который сейчас может быть воссоздан практически любым современным человеком. Но шло время, и они усложнялись. Сейчас современные основные технологии выдвигают требования на порядок выше.

  1. Должна быть системная целостность (полнота) процесса. В него должен входить набор элементов, которые обеспечат требуемую завершенность действий, что приведет к достижению поставленной цели.
  2. Значительная степень деления процесса на отдельные стадии или фазы выполнения.
  3. Регулярность и однозначность, которые позволят применить средние величины, чтобы охарактеризовать совершаемые действия и провести их унификацию и стандартизацию.
  4. Технология должна быть неразрывно связана с самим производственным процессом и отображаться как совокупность действий, которые выполняются во времени.
  5. Весь процесс осуществляется в специальных искусственных системах, что создаются, чтобы обеспечить реализацию отдельных потребностей.

Характеристика технологических процессов

Что они собой представляют, мы уже имеем определились. Какие требования выдвигаются к современным технологиям, тоже уже известно. А что можно сказать про их определённые характеристики? Какими должны быть Для этого ознакомимся с такими тремя пунктами, которые позволят их оценить «изнутри».

  1. Процесс должен быть разделён на внутренние взаимосвязанные операции, фазы и состояния, которые обеспечивают оптимальную или близкую к ней динамику развития. Также должны быть определены рациональные пределы выдвигаемых требований к персоналу, который будет работать с данной технологией.
  2. Необходимо наличие координации взаимодействия и последовательное выполнение действий и операций, которые направлены на то, чтобы получить желаемый результат. И это всё должно базироваться на логике развития и функционирования каждого конкретного процесса.
  3. Необходимо предусмотреть однозначность выполнения всех процедур и операций, которые предусмотрены технологией. Это является непременным и определяющим условием для достижения необходимых результатов с соблюдением необходимых норм и нормативов.

Понять, что такое технологии, невозможно без знания их свойств, которые уже были перечислены выше.

Задачи технологий

Зачем же нам необходимы эти наработки? Какие задачи выполняют технологии в наших руках? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо знать, что технологии являются набором способов и средств, с помощью которых осуществляется управляющий процесс из широкого множества его реализаций. Что будет определено как цель, то и является задачей, которая стоит перед технологией.

В основе любого набора способов и средств имеются такие составляющие:

  • цель реализации (она же задача), которая предоставляет наибольший интерес для других людей;
  • предмет, который подлежит технологическим изменениям;
  • методы и способы воздействия на него;
  • средства технического влияния на объект, который представляет интерес;
  • организация и упорядоченность процессов.

Так, высокие технологии должны обеспечить нам более легкую и комфортную жизнь. Это совершается, благодаря автоматизации сложных процессов и облегчению выполнения различных операций. Но с увеличением количества людей, что имеют доступ к благам, возникает целый ряд проблем (например, экологических), которые требуют комплексного подхода к поиску их решения.

Реализация технологий

Так называют последовательность смены состояний, совокупности действий или стадий работы. Говоря про то, что такое технологии, сложно обойти вниманием понятие Рассказать про него нужно, чтобы в будущем не возникало недоразумений. Под производственным процессом понимают совокупность операций, которые являются взаимосвязанными, а также изменения ресурсов, которые направлены на то, чтобы получить определённую продукцию. Это важно для понимания сути вещей и правильного оперирования терминологической базой. Те процессы, что имеют свои четкие схемы реализаций, можно представить в виде небольшого списка.

  1. Программируемые, и научно-исследовательские технологии;
  2. Хаотические и автоматизированные процессы.

За что отвечают разные типы технологических процессов?

Давайте более детально рассмотрим, за что они отвечают.

  1. Автоматические процессы. Действия выполняют без малейших отклонений. Поскольку такая работа человеку не под силу, а только высокотехнологичным устройствам, то и было введено обозначение «автоматические»;
  2. Хаотические процессы. Все причинно-следственные связи обладают статистическим и вероятностным характером;
  3. Программируемая технология. Характеризуется определённой последовательностью процессов обработки получаемой информации в соответствии с заданными командами.
  4. Профессионально-техническая технология. Занимается определением последовательности обработки узлов, деталей и изделий с применением определённого алгоритма.
  5. Научно-техническая технология. Прорабатывает вопросы последовательности процессов обработки составляющих рабочего объекта (которыми являются детали, информация, изделия, узлы) в соответствии с заданным процессом и при применении средств интеллектуальной обработки.
  6. Научно-исследовательская технология. Не является полностью определённой. Она может меняться на протяжении технологического процесса, чтобы получить желаемый результат. Всегда используется с применением интеллектуальных средств

Как развиваются технологии, и какие у них есть перспективы?

Нельзя не отметить значительное ускорение технического прогресса и развитие технологий, которое произошло за последнее столетие. ХХ век стал настоящим прорывом в науке. Сейчас же наиболее активно развиваются те направления, из которых можно в ближайшее время извлечь наибольшую выгоду (это вытекает из особенностей социально-экономической ситуации). Развитие технологий, которые будут иметь значительную важность в отдаленном будущем, лежит исключительно на государствах. Это связано с тем, что для их продвижения требуются определённые финансовые средства, а вот когда будет результат, и практическое (а читай коммерческое) применение - неизвестно. Но несмотря на это, разработка технологии в зависимости от поставленной задачи, может быть выполнена и отдельным заинтересованным лицом.

Применение технологий в повседневной жизни

Увидеть их можно практически на каждом шагу. На что ориентируются аграрии, когда они выращивают свою продукцию? На технологию обработки земли, её засева, ухода за растительностью (обработка пестицидами и удобрение земли) и многое другое. То же самое и с промышленниками - прежде чем сделать автомобиль необходимо продумать, как будут создаваться сначала составляющие его детали, а потом и сама машина. Даже в педагогике есть свои технологии - только относятся они уже к особенностям осуществления образовательного процесса в детских садах, школах, университетах.

Использование технологий позволяет функционировать и развиваться нашему обществу в таком темпе, как это происходит сейчас.

Заключение

Вот насколько они разные, сложные и необходимые. Существуют и творческие технологии, и технические - так сказать, на любой вкус и на любую Для улучшения жизни необходимо массово подключать всех людей к данным изыскам. Ведь когда многие будут знать ответ на то, что такое технологии, и какая их роль в нашей жизни, то в этом случае можно будет рассчитывать на более быстрое решение наших проблем.

Новости