Архитектура древней греции. Греческие ордера: дорический, ионический и коринфский Ионический архитектурный ордер

Греческое монументальное искусство, как уже говорилось ранее, в значительной степени основывалось на применении колонн. Отношение между диаметром колонны и её высотой в целом определяло возводимого здания. Со стороны фасад характеризуется следующими элементами: основанием, стволом и капителью колонны, а также её антаблементом. Отношения между этими составными частями называется «ордером». Существует 3 основных ордера: дорический, ионический и коринфский, каждый из которых обладает собственными характерными особенностями.

Все ордера включают ступени, стилобат, и колонну с вертикальными желобами (каннелюрами). Некоторые исследователи высказывают мнение, что желоба разработали для того, чтобы скрыть суставы между барабанами (каменными блоками, составлявшими колонну по высоте) и выразительней передать легкий, тонкий и высокий облик этой важной архитектурной составляющей. Суставы между барабанами полностью скрыты штукатуркой.

Уникальным явлением, позволявшим избегать применения барабанов в колоннах (составных колонн), было использование 6-метровых монолитных колонн (например, в храме Аполлона в Коринфе). Изготовление монолитных колонн продолжалось лишь в течение короткого периода из-за трудоёмкости и дороговизны данной технологии.

Желоба в колоннах передают ощущение мощности при характерном падении на них солнечных лучей, когда отчётливо выявляется эффект сочетания света и тени. Углубления подчеркивают к тому же изогнутую природу колонны.

Другими частями колонны, которая к верху становится более узкой, являются её капитель и база. Капитель состоит из двух элементов: нижний - эхин, который варьируется в деталях согласно конкретному ордеру, верхний - абака, толстая квадратная плита, толщина которой и края также изменяются по правилам ордера. Абака поддерживает антаблемент - надстройку, помещённую между колоннами и кровлей.

Антаблемент состоит из трех горизонтальных секций, визуально отделённых друг от друга сгруппированными и одиночными лепными украшениями. Нижняя секция - архитрав, несущий на себе большую часть веса, помещён непосредственно на колонны, средняя секция - фриз (обычно декоративная часть) и верхняя - карниз.

Уже на ранней стадии истории греческой архитектуры выбор ордера зависел от определённого географического района. Дорический ордер, который является самым ранним по происхождению, использовался в материковой Греции и её западных колониях в южной Италии. Ионический использовался в городах Цикладских островов и побережья Малой Азии (современная Турция и греческие острова).

Коринфский ордер был изобретен в V в. до н.э. и был позже развит римлянами, которые часто обращались к нему. Со временем отношение к ордерной системе изменилось, и его выбор зависел от контекста, соглашений и вкуса субъектов строительства сооружений.

Дорический ордер

Дорический ордер является самым простым из трёх. Дорическая колонна возвышается на свой рост непосредственно из стилобата. Эхин в его капители похож на подушку. У ранней дорической капители существовал свой прообраз ещё в Бронзовом веке!

Продолжающееся использование Дорического ордера с VIII столетия до н.э. символизировало для греков их героическое прошлое. Над микенскими Львиными Воротами между скульптурами 2-х львов находится колонна, схожая с ранней дорической.

Дорические колонны изготовляются с утонением к верху подобно египетским столбам. Высота дорической колонны определялась относительно её диаметра. Она равнялась шести употреблениям наибольшего диаметра в стволе колонны (это был диаметр нижнего барабана), а также соотносилась с расстоянием между двумя соседними колоннами (но не с длинной всей колоннады). Количество каннелюр в самых ранних дорических колоннах чаще всего равнялось 16, что соответствовало их количеству на колоннах храмов .

Антаблемент дорического ордера относительно прост по структуре. Его фриз, как уже говорилось прежде, разделён на триглифы и метопы, которые часто украшались рельефом. Триглифы помещены выше тении - плоской и тонкой выдающейся полосы, при которой располагались элементы художественного декора каплеобразной формы, называемые гуттами. Верхние концы каждого триглифа увенчивались выступающим тонким баром (мутулами). Эти полосы были частью карниза, который также украшался гуттами.

Ионический ордер

Ионический ордер, получивший своё развитие в Малой Азии - тонкий и декоративный, с азиатскими влияниями. Ионическая колонна в противоположность дорической колонне состоит из базы, ствола и капители. Эхин ионической колонны сформирован в виде двух спиралей с тонкой абакой.

Высота колонны составляла 8-10 отмеров диаметра нижнего её барабана. Строители храмов с ионическими колоннами были менее строгими, чем те, что распоряжались средствами дорического ордера. Они зачастую украшали фриз относительно простым рельефом из бегущих вдоль него метоп.

Ионический архитрав характеризуется плоскими горизонтальными выступающими барами (фасция). Карниз украшен в основании зубчатым орнаментом.

Изредка ионические колонны заменялись кариатидами (статуями женских фигур, используемых в качестве поддерживающих опор), которые не обнаружены в храмах с применением дорического ордера. Самые захватывающие ионические храмы находились в Милете. Другими грандиозными храмами с внедрением ионического ордера были знаменитый Эрехтейон в и несколько небольших храмов в Афинах, таких как храм Афины-Ники, Пропилеи.

Коринфский ордер

От ионического и дорического ордеров, которые формировались похожим образом, третий, коринфский, отличает сугубо декоративное развитие. Греки использовали его в качестве вариации Ионического ордера в конце V в. до н.э.- в течение IV в. до н.э.

Сродни прекрасной ионической колонне, коринфская произрастает от базы, она тонкая и высокая, но более насыщенна декором, чем ионическая. Её абака угловатая и несколько вогнутая, а эхин похож на опрокинутый колокол, украшенный листьями аканта.

В коринфском антаблементе карниз украшен поддерживающими элементами свиткообразной либо S-образной формы, названными модильонами. Фриз в его верхней части украшен повторяющимся декором, образованным, к примеру, чередованием яйца и стрелки (дартса).

Коринфский ордер достиг пика своего развития в середине IV в. до н.э., но его использование в Греции всё же и тогда не нашло чрезвычайного распространения. Самый ветхий пример коринфской капители найден в храме Аполлона в Бассах. Коринфские колонны также обнаруживаются в памятнике Лисикрату в Афинах. У колонн со стилизацией листьями аканта в капители имелся прецедент - капители египтян ещё когда-то давным-давно декорировались скульптурными растениями.

Планировки уровней греческих храмов не имеют непосредственной связи с ордерами. Храмы варьируются в размерах в соответствии с предпочтениями, имевшими значение в том или ином полисе.

Формы ионического ордера установились несколько позже, чем дорические (примерно в конце VII века до н. э.). Возникновение его вряд ли свободно от воздействия дорического ордера, а ряд его особенностей, видимо, навеян искусством Востока. В отличие от дорического ордера, в истории которого нам неизвестны варианты, сильно отличавшиеся от основного типа, ранний ионический ордер дошел до нас в нескольких вариантах. Они будут рассмотрены ниже. Здесь же отметим характерные черты и названия частей зрелого ионического ордера (рис. 21).

Он отличался от дорического ордера легкостью пропорций, утонченностью своих более расчлененных форм, широким применением декора и в частности порезки, создававшими общее впечатление праздничности, изысканной нарядности и грации. Витрувий (IV, 1, 7) усматривает в ионическом ордере подражание утонченной, дополненной украшениями, женской красоте, в отличие от дорики, подражавшей «неукрашенной и голой мужской красоте».

Ионические храмы часто возводились на довольно высоких, многоступенчатых стереобатах, иногда с лестницей только со стороны главного фасада и с отвесными стенками с трех прочих сторон. Такое основание, получившее позже широкое распространение в римском зодчестве, называется обычно латинским термином «подий».

Ионическая колонна делилась на три части: базу, ствол и капитель. База состояла из чередующихся вогнутых и выпуклых элементов, образно выражавших сжимающее усилие, которое она передавала от ствола колонны основанию храма. Ионическая база нередко покоилась на прямоугольной плите или плинте. Выпуклые элементы базы — валы , или торусы ,— часто украшались орнаментальной порезкой — «плетенкой» или горизонтальными желобками (каннелюрами). Вогнутые элементы — скоции — чаще всего оставались гладкими. Широкое распространение получили два типа баз. Более ранний, малоазийский тип базы, почти не расширявшийся книзу, отличался большей сложностью. Он состоял (не считая необязательного элемента — плинта) из двух частей: основания, приближавшегося по форме к низкому цилиндру (с вогнутой внутрь образующей), и торуса (храм Геры на о. Самосе, рис. 73); иногда к этому добавлялось еще основание базы, в свою очередь состоявшее из трех элементов с профилем в виде двойного валика, разделенных двумя скоциями, заканчивающимися двумя небольшими полочками. Нижняя часть имела наибольший диаметр, а средняя — наименьший (храм Артемиды в Эфесе, храм Афины в Приене). Малоазийский тип базы был распространен всюду, кроме Афин, и применялся преимущественно перед всеми другими вплоть до эпохи эллинизма.

Так называемая аттическая база, возникшая в Афинах в V веке до н. э. (рис. 21), обладала исключительной четкостью формы. Она состояла из двух торусов, разделенных одной скоцией, которая явственно расширялась книзу и подчеркивала расширение книзу всей базы, связанное с ее образным выражением передачи давления основанию. В аттической базе плинт также не являлся обязательным элементом, он отсутствовал в лучших ионических сооружениях V века в Афинах.

В некоторых наиболее роскошных постройках ионического ордера иногда в базу вводился барабан, украшенный рельефной скульптурой (храм Артемиды в Эфесе).

Ионическая колонна стройнее дорической (ее высота в эпоху архаики приближалась к восьми диаметрам, а позднее превышала девять диаметров). Утонение ствола кверху меньше, чем в дорическом ордере, энтазис или отсутствует, или очень незначителен, так же как и наклон колонн внутрь сооружения. Каннелюры, оживлявшие ствол ионической колонны (обычно их было 24), отделялись узкими полосками («дорожками»), поверхность которых

обозначала цилиндрическую поверхность основной формы ствола. В плане каннелюры представляли полуокружность или часть эллипса. Вверху и внизу они обычно имели полуциркульное завершение. Благодаря большей глубине желобков тени на ионической колонне более сильные. С ними резко контрастируют ярко освещенные белые дорожки и вертикальные линии выступают резче, делая колонну еще более стройной.

В своем стремлении создать характерное для этого ордера впечатление легкости ионические зодчие расставляли колонны необыкновенно широко, с исключительной смелостью и интуицией, приближаясь к пределу допустимых в материале напряжений. Так, в трех средних пролетах восточного фасада храма Геры Самосской интерколумний достигает 8,47 м, расстояние между осями колонн западного фасада храма в Эфесе — 6,12 м. Это дает основание некоторым исследователям считать, что балки перекрытия первого из этих храмов были деревянными. Широкие интерколумнии сохраняются в ионике и в классическую эпоху (в северном портике Эрехтейона при высоте колонны в 7,63 м расстояние между их осями достигает 3,15 м).

В некоторых маленьких ионических постройках (типа храма в антах) колонны заменялись фигурами девушек в длинных, богато украшенных одеждах (табл. 20, фиг. 1). Подобные опоры в виде женских фигур, называемые кариатидами , чрезвычайно характерны для свойственного ионике стремления к скульптурным украшениям и нарядности и являются любопытной иллюстрацией к параллелям между ионическим ордером и пропорциями женской фигуры.

Ионическая капитель, в отличие от более однотипной дорической, обладает большим количеством вариантов. Она состоит из прямоугольного в плане абака, расположенного непосредственно под архитравом, подушки с волютами и эхина. Валюты, или завитки подушки, образующие по бокам капители два вала, называемые балюстрами , являются характерной особенностью ионической капители. Абак и эхин ионической капители обычно покрыты богатой порезкой. Эхин, часто украшенный поясом ов, или иоников , соответствует лиственному венцу эолийской капители, что особенно заметно выступает на некоторых ранних образцах ионического ордера (см., напр., рис. 69).

Ионическая капитель первоначально была сильно вытянута в плане, благодаря чему ее конструктивная роль приближалась к роли подбалки.

В деревянных конструкциях Малой Азии это было, вероятно, особенно заметно (рис. 22). К концу VI века до н. э. ионическая капитель в плане уже приближается к квадрату.

Вследствие того, что ионическая капитель имела резко отличавшиеся, один от другого главный и боковой фасады, капители угловых колонн требовали специального решения, которое впервые встречается только в памятниках 2-й половины V века в Афинах, после чего получает повсеместное распространение (рис. 126, фиг. 7 и 144). В установившейся форме угловой капители угловая волюта располагалась под углом 45° к обоим фасадам.

Антаблемент зрелого ионического ордера состоял из трех (подобно дорическому) (рис. 21) или двух частей: архитрава и карниза. Архитрав зрительно легче дорического. Небольшие горизонтальные уступы разделяют его на три гладких, чуть нависающих одна над другой полосы (фасции). Над ним в трехчастном варианте ионического антаблемента шел непрерывный фриз, обычно украшенный лентой барельефа (зофор). В двухчастном варианте взамен фриза между архитравом и карнизом располагался пояс зубчиков, или «сухариков» (латинское название — дентикул). Прообразом пояса зубчиков в малоазийской деревянной конструкции являлись, по-видимому, торцы маленьких, но часто расположенных поперечных балок (Существенным отличием деревянных конструкций Малой Азии, послуживших прототипом ионического ордера, обычно считают небольшие размеры всех отдельных элементов перекрытия, обусловленных отсутствием крупного строительного леса и отразившихся в большей расчлененности форм ионического ордера по сравнению с дорическим (рис. 19 и 21).). До IV века до н. э. пояс зубчиков и фриз не применялись одновременно в одном антаблементе.

Сима ионического ордера украшалась очень богатой орнаментальной порезкой (рис. 21). Кровля и фронтоны не отличались от соответствующих элементов дорического ордера.

Ордер архитектурный - воплощение колонно-балочной системы при постройке зданий с порталами, арками или сложноустроенными фасадами. Все составляющие при этом тесно взаимосвязаны: если убрать один элемент, вся постройка рухнет. В архитектуре существует пять основных ордеров. Это три древнегреческих: ионический, коринфский, дорический. И два римских: тосканский и композитный. Последний не является классически выраженным типом, он используется в упрощенных постройках и включает в себя несколько ордерных элементов сразу.

Элементы

Однако в архитектуре не бывает случайностей, все подчинено определенной логике. Поэтому композитный ордер допускает синтез разных по стилю элементов, но при этом все они должны органично взаимодействовать, иначе не избежать конфликта стилей, а в масштабном строительстве ошибки обходятся слишком дорого.

Порядок в архитектуре

Наиболее популярными являются такие ордера: дорический, ионический, коринфский. Каждый из них имеет собственную классику, уникальные отличительные признаки и архитектурную ценность. Ионический ордер в архитектуре, самый распространенный в Древней Греции, использовался при строительстве храмов, масштабных зданий общественного назначения или крупных государственных построек. Колонны используются и при строительстве небольших зданий типа особняков, но тогда этот элемент несет декоративную нагрузку. Ионический ордер никогда не применяется в строительстве объектов, порталы которых содержат менее четырех колонн. В этих случаях зодчие используют тосканский стандарт.

Зодчество как точная наука

Ионический ордер, фото которого представлено в статье, достаточно сдержан по своему стилю: колонна, хоть и украшенная каннелюрами в количестве 24 штук, практически без пьедестала, слегка суживается кверху и оканчивается небольшой капителью с двумя волютами. Свою аскетичность ордер в определенной степени компенсирует изяществом именно пары волют, завитки которых выглядят, можно сказать, нарядно. И когда ионические колонны выстраиваются в ряд, то создается впечатление архитектурной цельности.

Древность как признак архитектурной ценности

Ордера дорический, ионический, коринфский можно встретить в греческих постройках практически повсеместно. В стране большое количество древних полуразрушенных зданий с классическими порталами и антаблементами, которые поддерживаются колоннами того или иного ордера. Это является признаком архитектурной ценности. Любое строение, возведенное несколько столетий тому назад, считается памятником зодчества при наличии колонн с капителями.

Совмещение нескольких стилей

В некоторых случаях дорический и ионический ордера могут комбинироваться, если здание имеет два или больше фасадных образований. Здесь имеет значение отличие стиля колонн в верхней части. Различные по стилю капители создают условное архитектурное разнообразие, а колонны у обоих ордеров примерно одинаковые, каннелюрованные и приблизительно одного диаметра. Колонна ионического ордера немного стройнее и легче, но это существенного значения не имеет. Степень похожести колонн и радикальное различие капителей позволяют использовать оба типа при строительстве здания, если оно достаточно крупное и в плане делится на несколько не связанных друг с другом частей. Ионический ордер при этом может доминировать из-за более изящных капителей, следовательно, его нужно применять при строительстве главного фасада.

Преимущество эстетики

Самым красивым считается коринфский ордер, который, как и дорический, имеет каннелюрованные колонны, но главное изящество кроется не в них, а в капителях, которые можно назвать произведением искусства. Тонкая резьба, переплетение растительного орнамента, аканты в несколько ярусов - все это отличает капитель коринфского ордера. Ее корзина покрывается сверху плоским прямоугольным камнем, абакой, которая является завершающим штрихом всего ансамбля.

Ордер из Коринфа появился позднее всех других, применялся редко из-за сложности лепки капители и получил распространение только в римский период культурного развития. Его декоративные достоинства постепенно привлекали все больше сторонников, и в конце концов коринфский ордер стал самым востребованным архитектурным стилем. Изящества добавляла фигурная абака, завершающая капитель и поддерживающая волютные завитки, выступающие из-под резных листьев.

Антаблемент без фриза

Ионический ордер, построение которого обычно начинается одновременно и сверху, и снизу, является самым трудоемким из всех аналогичных конструкций. Кроме того, в отличие от коринфского и дорического ордеров, он бывает двух разновидностей: малоазийской и аттической.

Малоазийский вариант почти цилиндрический, колонна не расширяется книзу. Антаблемент ионического ордера такого типа содержит только две части: архитрав и карниз, а фриз отсутствует. В полном наборе горизонтальный комплекс представляется слишком тяжелым для сравнительно тонких колонн. Архитрав ионического ордера выглядит легче дорического, за счет его деления на три фасции ступенчатого типа. Немного разгружает ионический антаблемент и пояс, сложенный из "сухариков". Верхняя часть "сима", венчающая всю конструкцию, украшенная богатой орнаментальной резьбой, выглядит красивым завершением.

Архаика в архитектуре

Вариант аттический представлен отреставрированной ионической колонной, установленной на входе в Акрополь в Афинах. Появление этого стиля связано с масштабным возведением крупных построек, имеющих отношение к греческой культуре. Вели строительные работы зодчие Аттики. Комплекс афинского Акрополя выстроен в стиле ионического ордера аттического типа. Колонны заметно расширяются книзу, акцентируя распределение нагрузки на основание. База существует отдельно от плинта, который может быть или не быть в ансамбле. Антаблемент в аттическом варианте полный классический, трехуровневый, как в дорическом ордере. Фриз сплошной, огибает здание полосой без каких-либо разделений. Он может быть гладким или с барельефными изображениями.

Ионический ордер характеризуется стройностью колонны, которая, в отличие от дорической, коринфской и тосканской, выглядит не столь тяжеловесной. Капитель с пропорционально расположенными волютами органично завершает картину архитектурного изящества.

Высота ионической колонны в архаичный период составляла восемь диаметров в сумме, то есть соотношение этих двух величин было 1:8, а в более позднее время пропорция была принята как 1:9, что делало столб еще стройнее. Выстроенные в ряд ионические колонны производили впечатление подлинной архитектурной красоты, а каждое здание, выстроенное в стиле ионического ордера, по праву считалось шедевром.

Математика в зодчестве

Число каннелюр на одну колонну строго стандартизовано, их должно быть ровно 24. Такое количество считается оптимальным, и для этого есть математически обоснованные аргументы. Даже одна лишняя каннелюра делает колонну слишком "исчерченной", а если убрать одну, то оставшиеся выглядят чересчур широкими. Таким образом, можно утверждать, что стандартизация была проведена правильно.

Каннелюры в количестве 24 штук, если их углубить, давали эффект светотени, а это в масштабе всего портала из восьми или двенадцати колонн выглядело фантастически красиво. Четко обозначенные грани каждой каннелюры придавали общей картине впечатление контрастности.

Резное навершие

Капитель ионического ордера отличается от всех других существующих наверший изящными завитками - волютами. Это изображения спиральной формы, расположенные попарно. Между волютами находится эхин, объединяющий их в одно целое, если конструкцию рассматривать во фронтальной плоскости. Сбоку волюты соединяет балюстра, своеобразный валик, напоминающий по своей форме свиток. Ионическая капитель рассматривается преимущественно спереди, поэтому в ней доминирует эхин, а балюстры выполняют второстепенную функцию.

Абака

Поверх капители располагается абака - плоский камень с резными украшениями. Художественный уровень резьбы по камню в ионическом ордере достаточно высокий. Поскольку абака является продолжением эхина и тесно с ним взаимодействует, богатая прорезка делается на обеих деталях. Абака прорезалась мелким рисунком, а эхин - более крупными изображениями в виде иоников на фоне растительного орнамента.

Российский химико-технологический университет

им. Д. И. Менделеева

Реферат

«Ионический ордер»

Выполнила: Студентка группы ТД-31

Клименко Анна

Проверила: Кушнарева Н. А.

Москва, 2010 г

1. Вступление.

2. Основные особенности ионического ордера.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

4. Заключение.

5. Литература.

6. Приложение.

1. Вступление.

Ионический ордер - один из трех древнегреческих архитектурных ордеров. От более раннего дорического отличается легкостью пропорций и декором всех его частей. Отличительной чертой ионического ордера является способ оформления капители, которая выполняется в виде двух противоположно расположенных валют. Ионический ордер во времена античности считался «женским» ордером, за счет своей утонченности, изысканности и дополнениями разнообразными украшениями. Наиболее выразительным представителем ионического ордера стал храм Артемиды Эфесской, признанный одним из семи чудес света.

2.Основные особенности ионического ордера.

Ионический ордер принадлежит к группе украшенных, легких, изящных ордеров, а по своим пропорциям - наиболее совершенный и тонко продуманный.

Его колонна с диаметром, составляющим 1/9 часть высоты, с утонением в 1/6, украшена каннелюрами. Число каннелюр здесь 24(не 20, как в дорической колонне).

Форма их также представляется новой, рисующейся в разрезе полукругом, а между каннелюрами оставлены узкие промежутки, принадлежащие основному стержню колонны,- дорожки. Сверху каннелюры завершаются полукругами, снизу заканчиваются горизонтально. Стержень колонны увенчан обычным астрагалом, а внизу завершается полочкой с закругленным подходом к ней в виде выкружки.

2.1. Пьедестал ионического ордера. База и ее построение.

Базы всех ордеров можно разделить на две категории. Тосканская и дорическая базы отличаются друг от друга только небольшим валиком, введенным в последнюю. Во всем остальном они сходны (по построению и пропорциям). Эти базы составляют одну категорию. К другой категории можно отнести базы ионического и коринфского ордеров.

База, которая послужила основным типом для ионического и коринфского ордера, не относится непосредственно к определенному ордеру. Она отличается красивым и сочным профилем, но содержит много мелких частей. Это так называемая аттическая база.

Она содержит внизу плинт, а сверху плинта вместо одного в ней расположены два вала, разъединенных между собой скоцией. При построении этой базы мы будем делить высоту, равную 1 модулю, на три части. Нижняя часть предназначается для плинта (рис. 1). Часть базы над плинтом состоит из трех частей - двух валиков и скоции, поэтому мы делим эту высоту на три одинаковые части, из которых нижняя определит ширину нижнего вала, следующая над ней соответствует скоции с двумя узкими полочками сверху и снизу, а верхняя часть определяет второй вал с полочкой над ним. Таким образом, из двух валов, нижний сам собой получается грузнее верхнего.

Дальнейшее развитие формы аттической базы касается ее скоции. Если при больших размерах ордера (Исаакиевский собор, где диаметр колонны около двух метров) скоция представляется большой, монотонно гладкой выемкой, то она может быть разделена на две равные части, каждая из которых содержит в себе скоции значительно меньших размеров и астрагалы. Таким образом, вместо одной скоции получается две смежных и два астрагала, прямой и обратный (рис. 2).

Исаакиевский собор

Для построения ионической базы (табл. 1) разделим высоту ее на три равные части, заняв одну из них плинтом. Верхней части содержится вал и скоция, т. е. два деления, поэтому мы делим верхнюю часть вместе с верхней полкой пополам. Верхняя половина занята валом, а нижняя скоцией, разработанной, как описано ниже.

Пьедестал ионического ордера состоит из базы и карниза, причем обе части одинаковой высоты, по ½ модуля. Карниз состоит из двух частей: слезника с полочкой каблучком наверху и поддерживающего его четвертного вала с астрагалом под ним.

В базе пьедестала над плинтом впервые встречается обратный гусек с обратным астрагалом над ним.

Так как переход от тела пьедестала к плинту, т. е. верхняя часть базы пьедестала, разработан довольно сложно, применением обратного гуська, заключенного между астрагалом и полочкой, то для этих частей отведено вдвое больше места, чем для плинта.

Профиль импоста сходен с карнизом пьедестала, но не имеет свеса, типичного для карниза. Поэтому он приобретает характер капители. Ширина этого профиля с двумя расположенными под ним уступами различной ширины составляет ровно 1 модуль.

Архивольт по своим профилям представляет копию импоста, при общей ширине также в 1 модуль. Стены и пилоны имеют внизу небольшое расширение в виде цоколя, состоящего из высокого плинта, над которым помещен астрагал, берущий свое начало у базы пьедестала.

2.2. Капитель ионического ордера и ее построение.

В этой капители отсутствует шейка, чем и объясняется высота ее, равная не 1 модулю, а 2/3 модуля. Здесь присутствует обычный в капителях четвертной вал, а над ним помещается абак необыкновенной, исключительной формы (табл. 2). В нем ясно различаются две части. Одна, верхняя, непосредственно поджатая под архитрав, представляет собой квадратную плиту с профилем, состоящим из полочки и каблучка. Под этой питой мы видим другую, закручивающуюся с двух противоположных сторон в виде спиральных завитков. Эти завитки, валюты, имеют гладкое поле, составляющее вертикальную плоскость, и немного выступающую из этого поля полочку, которая делает три полных спиральных оборота и заканчивается небольшим кружком, находящемся в центре валюты. Этот кружок называется глазком или очком валюты. Спиральный завиток выглядит красиво тогда, когда узкая полоска на всем спиральном пути не образует никаких углов, скачков, а ширина полоски и промежутка между ее спиралями по направлению к центру совершенно плавно и равномерно уменьшается. Для достижения этой постепенности и плавных переходов существует ряд указаний (табл. 4). Прежде всего, необходимо найти центры глазков валют. Они лежат от оси колонны на расстоянии 1 модуля и в то же время находятся на верхней линии астрагала колонны (табл. 13). Если провести к очертанию валика этого астрагала вертикальную касательную, то это и будет прямая, отстоящая от оси колонны на один модуль. Глазок валюты представляет собой очень маленький кружок, радиусом в 1 парту. Наибольшее удаление валюты от центра в вертикальном направлении равняется ½ модуля, т. е. 9 партам. Описав ¼ окружности, спираль должна приблизиться к центру на 1 парту, т. е. в горизонтальном направлении расстояние от высшего очертания валюты до центра глазка должна равняться 8 партам. Далее, расстояние от того же центра до нижней точки спирали равняется 7 партам, следующее расстояние по горизонтали от центра до спирали равно 6 партам, и, наконец, от центра глазка вверх по вертикальному направлению до спирали. Описавшей один полный оборот, 5 партам. Последний размер соответствует высоте четвертого вала, круглого в плане и видимого между валютами. Дальнейшее движение завитка не дает той простой последовательности приближения к центру, которая выражалась такими простыми цифрами. Приведенные выше цифры позволяют изобразить валюту и капитель в массах. Для идеального же начертания валюты существует много способов. Рассмотрим прием, указанный Виньолой (табл. 4).

Когда начерчен глазок с радиусом кружка в одну парту, в этом кружке проводят вертикальные и горизонтальные диаметры, концы которых соединяют прямые линии и получаю таким способом вписанный в окружность квадрат. Затем из центра окружности опускают перпендикуляры на стороны квадрата (апофемы). Полученные четыре точки, точки, точки пересечения апофем со сторонами, обозначают цифрами 1, 2, 3, 4. Разделим прямую, соединяющую центр с точкой 1 ,на три части, и соединим ближайшую к 1 точку деления, которую обозначим цифрой 5, с 4 точкой. Таким образом, получаем начало ломаной спиральной линии 1, 2, 3, 4, 5. Разделив, таким образом, и другие апофемы на три части, продолжаем соединять точки деления сообразно тому, как были соединены первые пять точек, и тогда получится продолжение спирали 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. последняя точка попадает в центр глазка. Все эти обозначенные цифрами точки буду служить центрами для тех частей окружностей, которые, будучи между собой касательный, образуют совершенно плавный спиральный завиток волюты. Сперва ставят острие циркуля в точку 1 и радиусом в ½ модуля описывают ¼ окружности до встречи с продолжением горизонтальной прямой 1, 2. Затем, для продолжения кривой, составляющей спираль, уменьшают радиус круга на величину 1, 2 и из точки 2 этим радиусом описывают вниз ¼ окружности до пересечения с продолжением прямой 2, 3. Поступая далее таким же образом, из точки 4 придется описывать не ¼ окружности, а несколько большую дугу, чтобы кривая остановилась на продолжении прямой 4, 5 и т. д.

Но таким способом будет получена лишь одна внешняя спиральная линия. Для получения другой спирали, которая после трех оборотов должна сойтись с первой на верхней части очертания глазка, необходимо прибегнуть к определению второй ломаной спирали, которая определит положение центров новых кривых. Для этого поступают так: расстояние между точками 1 и 5 делят на четыре части и отмечают ближайшую к первой точку деления. Так же поступают со всеми остальными промежутками между прежними центрами и соединяют точки деления так, что получают новую ломаную спираль, параллельную прежней, и ведут построение кривых линий совершенно таким же способом, как в первом случае.

Для того, чтобы составить полное представление об ионической капители, надо обратить внимание на вид ее сбоку и снизу. Эта капитель отличается от всех остальных капителей тем, что сбоку выглядит иначе, чем с фасада.

Завитки валют образуют по бокам капители два валика, украшенных листьями и имеющих довольно своеобразную форму. Если представить себе валик в виде мягкого цилиндра, у которого круги оснований сделаны из твердого материала, перетянуть его посередине ремнем, то ремень вдавится в подушку, а наружные круги останутся без изменений. Валики ионической капители имеют подобную форму и украшаются длинными листьями (табл. 2 и 3). Эти валики называются балюстрады.

2.3. Антаблемент ионического ордера.

Выше было уже сказано, что высота ионического архитрава, вследствие довольно значительно развития его обработки, несколько увеличена и равняется не 1 модулю, а 1 ¼ модуля. Пропорции трех частей антаблемента в ионическом ордере дают гармоническое сочетание. Здесь высота архитрава, фризы и карниза относятся между собой, как 5: 6: 7. таким образом, если высота архитрава 1 ¼ модуля, т. е. 5/4 модуля, то высота фризы 6/4 модуля, а высота карниза 7/4 модуля. Вся же высота антаблемента получается 4 ½ модуля, т. е. равняется ¼ высоты колонны. Архитрав увенчан полочкой и каблучком, а поле его разработано в виде трех свешивающихся одна над другой полос, причем для избегания монотонности ширина этих полос различна. Нижняя - наименьшая, средняя - больше, верхняя - еще больше. Для полного соответствия между взаимными соотношениями крупных и мелких частей ширина этих полос также относится между собой, как 5: 6: 7.

В венчающем карнизе поддерживающая часть составляет ½ высоты карниза, как и дорическом ордере, но в отделке своей эта часть отличается тем, что ряд зубцов заключен между двумя криволинейными профилями.

Нижний профиль- каблучок, как элемент наиболее пригодный для поддержания тяжести. Далее - ряд зубцов, над зубцами помещается четвертной вал, отделенный от полосы зубцов второстепенным профилем- астрагалом.

Высота слезника и венчающей части одинакова, причем слезник принял здесь форму, сделавшуюся самой распространенной, т. е. заканчивается сверху полочкой с каблучком. Венчающая часть в форме гуська наиболее совершенна и чаще всего применима. Ниже плоскость слезника несколько углублена так, что по сторонам этого углубления оставлены лишь узкие полоски (табл. 5).

3. Происхождение ионического ордера. Малоазийский и аттический ионический ордер.

Ионический ордер зародился в Малой Азии. Развивался он, как и на своей родине, так и в самой Греции, в Аттике. Благодаря этому в ордере образовалось два течения: малоазиатское и аттическое. Типичными образцами этих течений являются в Малой Азии храм Афины в Приене(построен в 320г до н.э. архитектором Пифеем), в Аттике- Эрхтейон в Афинах(построен в 420- 393 гг. до н. э. архитектором Филоклом).

Храм Афины в Приене Северо-восточный угол храма Афины

Эрхтейон в Афинах Эрхтейон. Портик кариатид

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее завитками. В Аттике не получила особенно богатое развитие. Капитель Эрехтейона отличается от малоазийской большим богатством отделки. С большей роскошью разработана самая валюта, кроме того, под эхином имеется украшенная пальметками шейка, которой нет в малоазийском типе. Эта шейка придает капители и самой колонне особую грацию и изящество. Антаблемент ионического ордера сохранил свое тройное деление на архитрав, фриз и карниз. Но встречаются редкие исключения, где архитрав и фриз объединяются в общую часть. Это можно увидеть в храме в Приене, в портике кариатид афинского Эрехтейнона.

Ионический архитрав значительно ниже дорического и состоит обычно из двух или трех слегка свешивающихся одна над другой полос. Сверху же архитрав увенчан мелкими профилями с резными украшениями. Фриз оставался гладким.

В устройстве карниза сильнее всего сказалось различие школ аттической и малоазийской.

Под слезником малоазийского карниза в поддерживающей части непременно помещается ряд зубцов. В аттическом карнизе этих зубцов никогда не встречается. Эта часть развита очень слабо, ограничиваясь одним- двумя узкими украшенными профилями.

Кроме колонн в храмах встречаются узкие вертикальные выступающие части, поддерживающие месте с колоннами общий антаблемент. Эти части называются антами. Они имеют базы и капители, но формы их значительно упрощены.

В ионических храмах обширно применялась полихромия с ее изяществом и гармонией красок.

4. Заключение.

Вся высшая греческая культура создавалась при взаимном влиянии индивидуальных особенностей двух главнейших греческих племен - дорян и ионян. Это отразилось и на архитектуре, в которой отличаются две системы, два ордера- дорический и ионический. Ионяне противопоставляются дорянам своей склонностью к мирным занятиям и культуре, своим мягким и нежным характером. Созданная этим племенем архитектура не скована тесными рамками условности и трактуется свободно и разнообразно.

5. Литература .

Михаловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. « КомКнига», 2010 г.

Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура - С, 2005 г.

Ионический ордер.

Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей.

Понять структуру ионического ордера можно, рассмотрев его деревянный прототип. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.

Фриз, возникший в ионическом ордере лишь в каменной конструкции, представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза и балки и плиты перекрытия. Следствием этого является б’ольшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн, и отпадает необходимость сужать крайние интервалы между колоннами.

Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны – тоньше и расставлены они шире, балки архитрава делается относительно уже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фриз), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной.

В качестве примера ионического ордера можно привести ордер Эрехтейона - храма, расположенного на афинском акрополе, в нем присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.





Когда впоследствии афиняне намеревались возвести и построить такой же храм языческой богине Диане, то для этого они изобрели новый способ, заимствовав пропорции в той же мере у женского телосложения. Таким образом, они впервые приняли толщину колонны, равную одной восьмой части ее высоты, вследствие чего колонна приобрела большую высоту. Под основание ствола колонны они подвели спиру, или базу, дабы этим обозначить ее подошву, а в капители устроили волюты, или завитки, в виде спирали, дабы показать закрученные косы или пряди волос, равномерно с правой и с левой стороны.





Эти капители, далее, украшены карнизами, или энкарпами, которые итальянцы называли фестина, наподобие лба, обрамленного волосами, как в этом можно наглядно убедиться при взгляде на колонны. Эти столбы, или колонны, с верха до самого низа они украшали продольными желобками и ребрами, дабы показать складки одежды.

Таким образом, со своего возникновения и первоначального изобретения колонны имели двоякое различие: одни имели подобие мужского человеческого тела, нагого и лишенного какого-либо украшения, другие же подобие женского тела, с более чистой соразмерностью.





Однако же потомки добились высшего совершенства и шагнули дальше в утонченности и изяществе внешней формы, проявили в преемстве более глубокое понимание и достигли значительного успеха в более чистых и нежных формах. В соответствии с этим в дорических колоннах отношение толщины к вышине впоследствии увеличилось до семи крат, а в ионических – до восьми с половиной. Именно та форма, которая впервые была изобретена ионянами, и носит название ионической.





Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана - волютами.

Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах Средиземноморья.

Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях.

Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Колонны и архитравы обычно не окрашивались в отличие от других элементов фасада, которые подчеркивались цветом. Но капители и фризы часто покрывали позолотой, окрашивали синей, зеленой, черной, красной красками.

В дорическом ордере у колонн триглифы красили синим, они соседствовали с красными метопами. Выделяли красным тоном бороздки на колонне под капителью - аннули. В Эрехфейоне при строительстве использовался цветной мрамор, декорированный росписью и позолотой. Капители украшали также бронзовыми элементами. К сожалению, красочные элементы отделки до наших дней практически не сохранились.

Инструкции