Оператор бпла отзывы. Обучение специалистов профессии “оператор бпла” за неделю с выдачей диплома гос. образца. Реактивные и одноразовые

В Москве и Ижевске созданы и успешно работают два обучающих центра беспилотной авиации. Сформирован преподавательский состав из лучших высококвалифицированных специалистов группы компаний «Беспилотные системы», обладающих большим практическим опытом. За долгие годы их работы создана и постоянно пополняется база данных различных непредвиденных ситуаций. На всем этапе обучения преподаватели моделируют эти ситуации с учениками, постепенно передавая им весь свой опыт. Комплекс специализированных тренажеров и программ, разработанных на предприятии, позволяет моделировать различные условия полета и подготовить операторов БПЛА к возможным непредвиденным обстоятельствам и способам их устранения.

По уровню оснащения современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не уступают пилотируемым самолётам, следовательно, управление БПЛА является сложной, требующей фундаментальных знаний и специальных навыков задачей.

В момент выполнения БПЛА целевой задачи между оператором, находящимся на пункте дистанционного управления, и БПЛА в режиме реального времени поддерживается постоянная двухсторонняя связь. Оператор отслеживает не только телеметрические данные, адекватность поведения самолета, погодные условия, правильность выполнения полётного задания, но и информацию, поступающую от целевой нагрузки, дает оценку этим данным и на основании этого вносит корректировки в полетное задание БПЛА.

Очевидно, что при таком большом количестве исходных данных наиболее уязвимым звеном возникновения внештатной ситуации или аварии является непосредственное управление БПЛА.

Основательно к решению вопроса профессиональной подготовки операторов БПЛА подошла группа компаний «Беспилотные системы» (г. Ижевск www.сайт). Компания «Беспилотные системы» не ограничивает сферу своей деятельности только на серийном производстве БПЛА, её интересы распространяются и на применение БПЛА в разных отраслях народного хозяйства.

Совместно с крупнейшими отечественными компаниями «Беспилотные системы» на протяжении многих лет ведут фундаментальные научные исследования по созданию методик низко высотного дистанционного зондирования земли, таких как: кадастровые исследования земель, сельское хозяйство (определение различных заражений сельскохозяйственных культур и почв), различные геологические исследования и многое другое. Вследствие чего, компания «Беспилотные системы» накопила огромный опыт в области пилотирования самолетов в условиях жестких требований, определяемых параметрами целевой аппаратуры и поставленных задач.

Специалистами группы компаний «Беспилотные системы» была разработана обучающая методика пилотирования БПЛА, основанная на дифференциальном подходе к обучению, а именно - обучаемый оператор приобретает не только знания пилотирования БПЛА, но и необходимые знания и методические указания для выполнения конкретной целевой задачи.

В теоретической части курса подготавливаемый оператор БЛА изучает принципы работы БПЛА и основы знания аэродинамики, технологию изготовления основных узлов летательного аппарата, состав и функции целевой нагрузки, приобретает знания и навыки работы со специализированными программными пакетами для дешифровки и обработки целевой информации.

В практической части курса будущие операторы беспилотного летательного аппарата изучают методы выбора и подготовки стартовой площадки, особенности предполетной подготовки самолёта, отрабатывают старт и посадку.

В заключение программы обучения проводятся полеты с участием реальных БПЛА Supercam группы компаний «Беспилотные системы». Помимо этого, в компании ведется обучение специалистов, оказывающих техническую поддержку при эксплуатации производимых комплексов БПЛА. По итогам обучения выдается сертификат государственного образца, свидетельствующий о присвоении квалификации «Оператор беспилотного летательного аппарата (БПЛА) Supercam».

Беспилотные самолетные технологии сами по себе уже не могут существовать. Каждый серийный аппарат разрабатывается под определенную целевую задачу, поэтому создание надежной оптимизированной техники невозможно без знания её эксплуатации. Группа компаний «Беспилотные системы» гармонично сочетает как создание, так и эксплуатацию БПЛА, что позволяет не только создавать специализированные БПЛА эффективнее конкурентных аналогов, но и грамотно обучать будущих операторов беспилотных авиационных систем.

С месяц назад провел курсы операторов беспилотных летательных аппаратов. Отчитываюсь.

Готовим аппарат к учебному запуску

Вообще-то провожу обучение по использованию дронов, обработке данных аэрофотосъемки регулярно, даже в родном госуниверситете спецукурс раз в году для студентов кафедры ГИС провожу. Но вот с выдачей официальной бумаги - такое первый раз.

Формально курс представляет собой повышение квалификации в объеме 72 часа. Подобный учебный курс может проводить любое образовательное учреждение с лицензией (типа, как куры на какой-нибудь Excel). В нашем случае "корочки" выдавал ДОСААФ, а ваш покорный работал преподавателем дисциплин: от порядка эксплуатации дрона самолетного типа, до обработки данных аэрофото.

Учебный самолет - летающее крыло на основе (читай - с корпусом) Skywalker X5 Pro, с полетным контроллером Pixhawk , и фотоаппаратом Sony ILCE 5000. Т.е. летать, снимать для последующего получения ортофотопланов и цифровых моделей - умеет, может и даже практикует. Подробно о теххарактеристиках самолета напишу как-нибудь попозже. Если честно, они не выдающиеся в плане практического использования, но для учебных задач типа взлетел с катапульты, отлетал полетное задание и приземлился на парашюте вполне годиться.

Катапультный старт - наше все для учебного дрона.

Что делали "курсанты"? В основном - тренировались использовать летающую технику, сделанную на основе полетного контроллера с открытой архитектурой. Понятно, что за неделю с небольшим, с нуля все не освоить, однако самим выполнять простейшие полеты уже можно.

Посадка была успешной!

Еще обрабатывали снятые лично данные (ну, понятно, и из своих запасов тоже выдавал), фотограмметрический минимум с помощью Agisoft Photoscan освоили: цифровую модель местности от модели рельефа отличают, хы.

Сделал полетное задание - проверь, выполнимо ли оно на практике.

Куры очень дешевые, сберегают пару единиц летающей техники, которые в случае самостоятельного обучения пришлось бы израсходовать, хы. Так что обращайтесь, тем более поскольку корочки официальные, то оплату всего недельного с хвостиком удовольствия может (и должен!) спонсировать работодатель.

Взлет возможен и без катапульты.

Небольшая воздушная акробатика - вне учебной программы, по просьбам слушателей. Ну нельзя вот так взять и не полетать:

На официальной странице компании "Съемка С Воздуха ", организовавшей курсы, с расписанием занятий, описанием учебных разделов. Geodrone-L , учебный аэрофотосъемочный комплекс, на котором проводились занятия.

PS. Еще заранее похвастаюсь, официальный статус обучения сподвиг на написание официальных учебных материалов. Руководство по дрону самолетного типа на Pixhawk готово, и за одним учебные материалы в стиле делай раз-делай два- получай цифровую модель, т.е. по обработке данных аэрофотосъемки в фотограмметрическом пакете Photoscan и ERSI Arcgis. В свободный доступ такое пока рано, а может и никогда, только только в бумажном виде.

Идеальные кандидаты в операторы – люди, которые имеют образование в авиационной сфере (авиационный вуз или летное училище) и минимальный летный опыт. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно понимать особенности пилотирования летательных аппаратов, быть исключительно ответственным и четко соблюдать правила.

Возраст и физическая подготовка не важны

В целом, каждый шаг оператора прописан в инструкции, так что научиться можно и «с нуля». Но людям, которые не способны долго удерживать внимание на показателях датчика дрона, в операторы идти не стоит.

Где обучают профессии оператора

Эксперты проекта «Профилум» рассказали, что учить операторов дронов будут в специальных школах. Формат – примерно такой же, как в автошколах. До конца года в Москве и других городах откроются такие обучающие центры.

Специальные курсы существуют и сегодня: DronFlyers, Skymec и др. Вскоре можно будет получить и добровольный сертификат на новую военно-учётную специальность «оператор дрона», а также пройти курсы инструкторского состава и стать инструктором в системе ДОСААФ РФ – в июне 2017 года вступит в силу соответствующий регламент.

Операторы дронов в России могут заработать 60-90 тыс. рублей в месяц

В принципе, научившись управлять одним типом дронов, можно без особых проблем «пересесть» на другую схожую модель. Однако возможны варианты, поскольку управление дроном типа «квадрокоптер» и дроном самолетного типа должно отличаться. Поэтому более уместно говорить о простоте переучивания в случае однотипных дронов.

Дмитрий Дмитриевич Ступин

Востребованность

Дмитрий Ступин подчеркивает, что популярность профессии «оператор дрона» в России только набирает обороты. Специалисты требуются и в военной, и в гражданских областях. Вполне возможно, что людей, получивших профессию «оператор дрона», как и водителей грузовиков, в «предвоенное» время могут мобилизовать.

Говорить о высокой востребованности можно только в перспективе с учетом роста интереса к специальности, потому что на данный момент профессионалов в этой области очень мало.

Дмитрий Дмитриевич Ступин

Заместитель генерального директора - руководитель комплекса инновационного развития и интеллектуальной собственности ОАО «Концерн «РТИ Системы»

Эксперт рассказал, что сейчас оператор дрона без особых проблем может найти приличную работу. Однако нет уверенности в том, что востребованность профессии сохранится долгие годы. Так, в решении простых задач (мониторинг территорий, полив растений, наблюдение, перевозки простых грузов и т.п.) автоматика в перспективе заменит человека. Специалист же будет лишь контролировать процессы – это высокоинтеллектуальная работа, которая требует специального образования. Кроме того, операторы будут выполнять задачи особой важности: перевозить людей, животных, опасные грузы, осуществлять технологичные монтажные операции.

В прошлом году, учитывая возрастающее значение беспилотной авиации в американских боевых операциях, правительство США учредило медаль «За особые боевые заслуги» (Distinguished Warfare Medal) специально для операторов военных БПЛА и специалистов кибервойны. Реакция ветеранов настоящих боевых действий последовала незамедлительно: как можно приравнивать к боевым заслугам сидение за экраном компьютера за тысячи миль от тех мест, где грохочут взрывы и стучат автоматные очереди?! Аргумент был услышан, медаль по‑тихому отменили.

Экипаж робота

Это событие очень ярко продемонстрировало двойственность положения человека в «дистанционной войне». С одной стороны, одна из главных задач БПЛА состоит в том, чтобы не подвергать опасности жизнь пилота, с другой, даже сидя в безопасном месте, на командном пункте БПЛА, оператор решает вопросы жизни и смерти и зачастую подвергает свою психику серьезным нагрузкам. Как на войне. Исследования медиков и психологов показывают, что, несмотря на удаленность от поля боя, операторы БПЛА могут порой страдать посттравматическим синдромом, подобно ветеранам горячих точек.

Конечно, человека можно просто «исключить из игры». К 2030−2035 годам американские ВВС хотят получить полностью автономный робот-автомат, который будет делать все сам без участия человека и даже принимать решения на пуск ракет. Однако вполне вероятно, что главным препятствием на пути к появлению такого оружия могут стать не технические проблемы, а вопросы морально-юридического характера. Согласно принятой практике пока все-таки ответственность за действия БПЛА берет на себя человек.


Аппаратура рабочего места оператора, помимо функций управления, позволяет формировать и затем вводить на борт БПЛА полетное задание, пополнять банк данных, проводить предполетные тренировки. В своей работе операторы взаимодействуют с помощью речевого обмена, а также интерактивного обмена информационными форматами своих многофункциональных дисплеев. Для целей управления также прорабатывается использование нашлемных систем целеуказания.

Мировой опыт эксплуатации беспилотных авиационных комплексов (БАК) оперативно-тактического назначения типа Shadow, Hunter, Hermes, Predator показал, что наиболее эффективна команда операторов трех специализаций. Во‑первых, это оператор-пилот БПЛА, тот, кто непосредственно управляет полетом. Во‑вторых, оператор бортовых целевых нагрузок. Он работает с сенсорными системами различного спектрального диапазона круглосуточного применения — они служат для наблюдения поля боя, поиска, обнаружения и идентификации объектов интереса. Этот же оператор принимает решение о прицеливании и пуске оружия. В-третьих, оператор интеллектуальной поддержки с опытом управления БПЛА, владеющий технологией экспертных систем типа «в помощь летчику» и имеющий быструю реакцию для принятия решений.

Рабочие места операторов объединены в локальную вычислительную сеть и строятся на основе многофункциональных мониторов-дисплеев, многофункциональных пультов управления, а также ручных органов управления по типу кистевых самолетных ручек с технологией HOTAS, а также флайтстиков. Командные пункты БАК оперативно-тактического назначения создаются в мобильном варианте на шасси автомобиля. Помимо основного оборудования, пункты также оснащены унифицированными вынесенными терминалами, которые дают дополнительные возможности и гибкость в управлении.


Одна из проблем — перегрузки операторов полезных нагрузок и интеллектуальной поддержки информацией, получаемой с БПЛА, на которую нужно реагировать в реальном времени и объемы которой сегодня растут лавинообразно. В том числе, по мере появления на дронах многоспектральных многоапертурных бортовых сенсоров.

Ас против мастера консоли

Однако какой бы сложной и совершенной ни была аппаратура управления, в пилотировании летательного аппарата с земли есть один нюанс, который можно назвать «сенсорным голодом». Пилоты говорят, что чувствуют самолет «пятой точкой», и это не шутка: ощущение перегрузки дает немало информации об изменении положения ЛА в пространстве. Задействован и слух — звук двигателя тоже весьма информативен. Гораздо больше данных получает зрение: пилот может, например, посмотреть в боковое окно самолета. Вся эта гамма сенсорных сигналов позволяет пилоту стремительно осознать изменение ситуации и мгновенно среагировать.

Перед оператором БПЛА в основном лишь зрительная информация: крупнозернистая картинка, как правило, с носовой камеры БПЛА, которая транслируется с задержкой в несколько секунд, если управление идет через спутник, плюс карта и различные цифровые данные на дисплеях, которые нуждаются в интерпретации. Поэтому, разумеется, реакция оператора БПЛА будет чаще всего отставать от реакции летчика в пилотируемом самолете.


Одним из решений этой проблемы могло бы стать использование так называемых мультимодальных дисплеев — систем, в которых зрительная информация дополняется другими сенсорными данными. Как, например, оператору БПЛА почувствовать турбулентность? Непосредственно — только в виде дрожания картинки, поступающей с камеры. Но если дополнить картинку, например, вибрацией флайтстика, оператор гораздо быстрее среагирует на неблагоприятную ситуацию в воздухе. Такой эффект хорошо известен владельцам игровых консолей и даже смартфонов!

Кто является лучшим кандидатом на должность оператора БПЛА? Первое, что приходит на ум, — бывший или действующий пилот ВВС. И именно из этой категории в основном набирались операторы больших БПЛА, эксплуатируемых американскими вооруженными силами. Однако по мере повышения спроса на «беспилотных пилотов» выяснилось, что, во‑первых, ВВС просто не в состоянии утолять кадровый голод в экипажах БПЛА, а во-вторых, молодые люди, поднаторевшие в боях на Playstation и XBoх, подходят на роль операторов лучше летчиков. Все дело как раз в том, что пилоту ВВС сложно управлять самолетом без привычных «подсказок» (звук, перегрузка и т. д.), а те, кто поднаторел в общении с виртуальной реальностью, спокойно обходятся без ощущений «пятой точкой». Еще в 2004 году группа американских исследователей во главе с Кайсаром Вараичем выяснила, что операторы с опытом пилотирования обычных самолетов делали больше ошибок при управлении БПЛА, чем те, кто осваивали аппаратуру управления с нуля. Авторы доклада считали, что управление БПЛА должно быть унифицировано не с привычными органами управления самолетом, а с традиционными компьютерными интерфейсами.


Наземные командные пункты (НКП) выполняются в мобильном варианте на шасси автомобиля. В настоящее время наметилась тенденция перехода на мобильные унифицированные НКП с открытой архитектурой, которая позволяет наращивать возможности использовать БПЛА различных типов, включая их совместное применение, а также применение групп смешанного состава из БПЛА и пилотируемых ЛА. Подобные НКП позволят одному оператору управлять сразу несколькими БПЛА, например, четырьмя.

Что скажет дрон?

Но чем больше инструменты управления БПЛА будут напоминать джойстики виртуальной реальности, чем чаще среди операторов боевых дронов будут появляться люди без пилотажного опыта, тем острее станет тема психологической и моральной ответственности операторов за отдачу команды «огонь». В стандарте НАТО STANAG-4586, регламентирующем взаимодействие оператора с БПЛА, рекомендовано десять уровней автоматизации, в диапазоне от полного подчинения БПЛА оператору до полной автономности. Иными словами, далеко не всегда оператор может нести ответственность за то или иное действие дрона. И именно в этой области возникает психологическая, моральная и правовая проблема, решить которую непросто. Если все действия оставить за человеком, то на него же ложится и вся ответственность за нанесенный беспилотником удар. Если же большой простор действия оставить автоматике, то ее сбой или ошибка могут привести к бессмысленным жертвам. Как раз тот факт, что оператор БПЛА вынужден убивать, не подвергая ни малейшему риску собственную жизнь, становится источником серьезных психологических страданий, того самого посттравматического синдрома.


Операторы склонны сажать беспилотник по более крутым, чем стандартные, глиссадам. Но это посадка с увеличенной вертикальной скоростью касания ВПП и, следовательно, с увеличенной ударной перегрузкой, отчего БПЛА может просто сломаться. Ясно, что такие условия будут лучше «восприниматься» БПЛА с усиленными шасси и корпусом, и именно с такими БПЛА оператору будет проще справляться.


На ближайшее время общим правилом будет снижение степени автономности БПЛА при большой определенности задачи или когда имеется запас времени на расширение ситуационной осведомленности. Естественно, при увеличении роли оператора в управлении. Один из показательных случаев — посадка БПЛА.

Опыт эксплуатации БПЛА типа Predator и Reaper показывает, что во время посадок в автоматическом режиме они склонны заходить на ВПП с увеличенным креном, сильно опущенным вниз носом, иметь первый контакт с землей передним колесом, а при вторичном касании основными шасси совершать подскоки. В результате могут лопаться колесные стойки и происходить другие неприятности. В этом случае непосредственное вмешательство оператора крайне желательно. По сути, это стало правилом — очень дорогие БПЛА (стоимостью в десятки миллионов долларов), операторы американских авиабаз часто сажают вручную.

Новости